Интегрированный урок (Окружающий мир + физическая культура). 1-й класс. Тема: "Откуда берутся снег и лед. Закрепление акробатических упражнений"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

1. Объяснить явление природы: образование снега и льда.
2. Закрепить акробатические упражнения, совершенствовать строевые упражнения.

Задачи:

1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда.
2. Учить детей анализировать и делать выводы.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Развивать воображение, память, сообразительность.
5. Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, товарищества.
6. Развивать координационные способности в упражнениях.
7. Развивать двигательные качества: ловкость, гибкость, быстроту.
8. Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями.

Оборудование:

1.Куклы: Зимушка-Зима, Мороз – Морозило, Снеговик, Ветер.
2.Снег, лёд.
3.“Тучка” (обруч, обтянутый мешком), ватные комочки, вырезанные снежинки, маленькие резиновые коврики.

Ход урока.

1. Мобилизирующая часть урока.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!

Окружающий мир.

- Здравствуйте ребята!
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какой идёт месяц? (декабрь)
- Какой праздник бывает зимой, который так любят дети? (Новый год)
- Говорят, под Новый год, много чудес случается. Вот и сегодня на уроке мы с вами попадем в зимнюю сказку и узнаем: Откуда берётся снег и лёд?

Физкультура

- В сказке нас ждут различные приключения. Чтобы преодолеть все препятствия на нашем пути, нам надо будет вспомнить все физические упражнения, которые изучили на прошлых занятиях физкультуры, быть очень внимательными, ловкими и дисциплинированными.

- Сейчас мы проверим. Какие вы внимательные.
(Повороты: “налево”, “направо”, “кругом” …)
(Все сели на скамейки)

- Урок продолжается, сказка начинается.

2.Формирование новых знаний.

Окружающий мир.

Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл, и вот сама
Пришла Волшебница – зима!

( Появляется кукла Зимушка - зима)

- Вы меня все в гости звали?
Вот и я сама.
Отгадайте, что с собою
К вам я принесла.

(Загадки)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и на лбу.
(снег)

Не драгоценный камень, а светится.
(лёд)

 Таблички

снег лёд
белый бесцветный
непрозрачный прозрачный
рыхлый хрупкий

Посмотрите на снег. Какой он? (Белый, непрозрачный, рыхлый) А лёд какой? (Прозрачный, бесцветный, хрупкий)

- Чтобы лучше узнать свойства льда и снега, отправимся в Снежное царство. (Снег и лёд ставим к батареи).

Физкультура.

Чтобы добраться до Снежного царства необходимо следовать указанному маршруту.

Разминка.

1. “Волшебный мостик” (пройти по бревну)

2. “Преодолей скалу” (пройти по шведской стенке)

3. “Глубокий ров” (прыжки в длину)

Перепрыгнуть ров шириной 50-75 см.

4. Пройдите “волшебные камушки”.

Не замочите ножки,

Увидите дальше путь дорожку.

( пройти по резиновым коврикам и по бревну)

 Окружающий мир.

- Вот и добрались мы до Снежного царства.

- Из чего состоит это царство? (Из снега и льда)
(Рассматривают снег и лёд. Определяют общие свойства льда и снега.)

- Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда?
(Снег и лёд тает, превращается в воду.)

- Снег и лёд образует при таянии воду. А если вода замерзнет, что она образует? (лёд)

- Где вы видели лёд? (На реке, в луже)

- Можно ли дома увидеть лёд? (В холодильнике)

- А когда из воды образуется снег? (Зимой. Снежинки, которые падают с неба)

- Снежинки образуются высоко над землёй в облаках. Когда их скапливается в облаках очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.

С нами вместе в снежное царство добрался невидимый, быстрый Ветер. В северных краях он сильно продрог, да и зима ему уже надоела, слишком она длинная и холодная. А что, если устроить дождик? Хороший ливень сразу смоет снежное покрывало. Расползётся оно на клочки, а ручьи быстро унесут остатки зимы в реки, сразу зазеленеет трава, прилетят птицы, и получится самая настоящая весна.

Сказано – сделано. Полетел Ветер на юг, к океану собирать облака.

Физкультура.

Комплекс упражнений “Братец ветер”

1. “Ветер стройный”. (Ходьба на носочках)
2. “Ветер гибкий” (Наклоны)
3. “Ветер ловкий” (Прыжки вверх)
4. “Ветер тихий” (Приседание)
5. “Ветер быстрый” (Бег с ускорением)
6. “Ветер резвый” (Метание мягких комочков)
(Дети бросают мягкие комочки в “тучку”)

Собрал ветер целое стадо облаков и помчал их на север. Совсем выбился из сил, но доставил тучу в зимнее царство.

Прилетел ветер на лесную полянку, сел на еловую лапу, ногами болтает и ждёт, когда же, наконец, дождик хлынет. Между тем увидел тучу Мороз - морозило, потрогал за краешек и обрадовался: “Материал получился что надо! Сейчас мы такую метелицу соорудим – любо-дорого!” (Кукла Деда Мороза)

И стал мороз студить тучу. А крохотные капельки, из которых состоят тучи, облака, туман и пар, на холоде сливаются друг с другом, растут и, наконец, превращаются в видимые белые клубы.

Вот так и сидел себе Ветер на еловой лапе, ёжился от холода и на тучу поглядывал: “Когда же пойдёт дождик?”

А на верху вот что происходило: капельки сливались, росли и уже собрались падать на землю дождём, да Мороз - морозило не дал – заморозил капли, а к ним со всех сторон потянулись другие капли, которые тоже застывали, превращаясь в острые ледяные иголочки. Так получились снежинки, разные, непохожие, одна красивее другой.

(Выворачиваем “тучку” и оттуда падают снежинки)

3. Закрепление.

Удивился Ветер, почему вместо дождя повалил снег? (Ответы детей)

-Почему зимой не бывает дождика, а всё снег, да снег?

Пришла зима, пришла зима!
Оделись в белое дома,
Стоят деревья в шапках белых.
Зима для сильных, ловких, смелых!

Физкультура

Если хочешь стать умелым,
Ловким, быстрым, сильным, смелым,
Научись любить скакалки,
Вожжи, обручи и палки,
Никогда не унывай,
В цель снежками попадай.
В санках с горки быстро мчись
И на лыжи становись –
Вот здоровья в чём секрет.
Будь здоров! Физкульт….
Привет!

Зима:

Если очень захочу, всех в комочки превращу,
А потом в снежинки, лёгкие пушинки.
(Кувырки вперёд, назад)

-Зима всё в белое одела
Зимой ребятам много дала.
(Метание снежка в цель)

Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой –
Кто я такой?
(Снеговик)

(Эстафета “Снеговик”)

Дети собирают снеговика.

Окружающий мир.

(Появляется Снеговик (игрушка) и загадывает загадки)

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось.
(снег)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
(снежинки)

Он чист и ясен, как алмаз,
Цены себе не знает,
Но стоит солнышку припечь
Он быстренько растает.
(лёд)

4.Итог.

1. Откуда берётся снег? Откуда берётся лёд? Что случится с водой, если мы её оставим на морозе?

2. Какие физические упражнения мы с вами выполняли на уроке?

Этот урок укрепил ваше здоровье и вы узнали много нового и полезного.

Вы потрудились все на славу
И много нового узнали
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить вам рады.

(Вручаются призы)