Урок географии по теме "Климат"

Разделы: География


Учебно-воспитательные цели:

1. Сформировать представление о климате.
2. Познакомить с климатообразующими факторами и их влияние на климат.
3. Определять разницу между погодой и климатом.
4. Описывать климат различных территорий.

Оборудование: физическая карта, таблицы – “Зависимость климата от географической широты”, “Зависимость климата от близости или удаленности территории от океана”, “Зависимость климата от рельефа”; карточки-задания для проверки домашнего задания.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

1.Задания на карточках (5 учеников).

2. Задания у доски:

а) Постройте график хода температуры для г. Сыктывкара по следующим данным:

я -150С
ф. -120С
м -80С
а -40С
м +50С
и +120С
ил +160С
а +140С
с +80С
о +10С
н -50С
д -140С.

Определите амплитуду колебания температуры за год.

б) Вычислите среднюю температуру дня по следующим показателям: 1ч: +50; 7ч: +70; 13ч: +90; 19ч: +60. Объясните причину суточного хода температуры.

3. Фронтальный опрос:

а) Что такое погода? Основное свойство погоды?
б) Что называется типом погоды? Причины изменения погоды?
в) Назовите основные элементы погоды.
г) Что такое воздушная масса? Какими свойствами она обладает?
д) Назовите основные типы воздушных масс. Дайте им характеристику.
е) Что такое трансформация воздушных масс?

ІІІ. Изучение нового материала.

На партах у детей лежат календари наблюдения за погодой за декабрь 1999г.,2002г., 2003г.; задание для работы с контурной картой; задания по закреплению нового материала; план работы на уроке.

На доске висит физическая карта мира, таблицы: “Зависимость климата от географической широты”, “Зависимость климата от удаленности территории от океана”, “Зависимость климата от рельефа”.

Познакомить обучающихся с планом работы на уроке.

-Ребята, у вас на партах лежат календари наблюдения за погодой ваши и ребят, заполнявших такие же календари в разные годы за один и тот же месяц: декабрь. Проанализируйте их и определите закономерности погоды характерные для данного месяца.

Дети самостоятельно выявляют закономерности, делая выводы: для декабря характерна холодная погода. Об этом говорят низкие температуры, преобладание облачных дней, осадки выпадали в виде снега, преобладающее направление ветра северо-западное. Хотя есть и отклонения от нормы. Например, декабрь 2002 г. был более холодным, а 1999 г. более теплым (много оттепелей).

Если класс затрудняется, то можно задавать наводящие вопросы:

Какие температуры характерны для этого месяца?
Какая облачность преобладала в декабре?
Выпадали ли осадки и в виде чего?
Какой ветер господствовал в течение месяца?
Во всех ли трех месяцах погода была одинакова?
Какой тип погоды преобладал?
Работа с диаграммами учебника Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П.
-Рассмотрите январские и июльские диаграммы типов погоды в Москве рис.83, стр.130.
Отвечают на вопросы, поставленные в задании на стр. 130.

Вывод: Для каждой местности характерен свой режим погоды.

-Итак, многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, называется климатом (определение записывается в тетрадь).

-Чем климат отличается от погоды? (ответы детей).

-Климат на всех территориях земного шара неодинаков, каждой местности присущи свои особенности климата. От чего это зависит? Что влияет на формирование климата? Какие причины? Попробуем это выяснить.

“Климат” в переводе с греческого означает “наклон”. Наклон чего? (Наклона солнечных лучей).

Выполнение задания по определению зависимости климата от широты. Работа с контурной картой (смотри приложение).

Вывод: Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения солнечных лучей, а значит и ниже температура, следовательно, климат холоднее. Т.о., климат зависит от географической широты.

Работа с таблицами.

Но на климат влияют и другие причины: (дети записывают их в тетрадь по мере объяснения материала)

  1. Географическая широта или географическое положение (с этим мы уже познакомились).
  2. Близость или удаленность территории от океана.
  3. Вопросы к таблице:

    а) Что происходит с температурой в городах, расположенных на одной широте, летом? Зимой? Почему? (обязательно связать это с атмосферной циркуляцией).

  4. Циркуляция воздуха.
  5. Вывод: Чем дальше территория от океана, тем меньше осадков, лето теплее, а зима холоднее. Зависит это и от перемещения воздушных масс, в процессе которого происходит перенос пепла и влаги между материками и океанами.

  6. Высота над уровнем моря.
  7. Вопросы к таблице:

    а) Что происходит с температурой, если вы поднимаетесь в горы? Вывод: Чем выше над уровнем моря, тем холоднее.

  8. Рельеф.
  9. Вопросы к таблице:

    а) Где выпадает больше осадков: на наветренных склонах гор или подветренных?
    б) Как изменяется температура летом? Зимой?

    Вывод: Климат различный на наветренных склонах и на подветренных. Горы являются климатическим барьером.

  10. Течения.

Вопросы:

а) Какие бывают течения?

б) Какую роль выполняют течения? в) Как вы думаете, где климат будет мягче и теплее на Британских о-вах или на о-ве Ньюфаундленд? (на Британских о-вах, несмотря на то, что они находятся северней, климат там мягче из-за теплого течения, а у о-ва Ньюфаундленд – холоднее из-за холодного Лабрадорского течения.)

-На Земле выделяют два типа климата:

Вывод: Климат на всех территориях земного шара неодинаков, каждой местности присущи свои особенности. На это влияют многие причины.

-Эти причины называются климатообразующие факторы (записывают в тетрадь).

ІV. Закрепление.

Выполнить задания на закрепление материала (смотри приложение).

Домашнее задание §43 вопрос №2 письменно.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Приложение