Урок-исследование "Глаголы в тексте"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Повторение изученного о глаголе.
  2. Формирование языковой компетентности учащихся: умение видеть глаголы в тексте, понимать их роль в речи.
  3. Обучение элементам лингвистического анализа текста.
  4. Развитие культуры диалогового общения, навыков работы в парах и группе.
  5. Воспитание вдумчивых читателей.

Оборудование урока:

  1. Тексты рассказа В.Г. Распутина “В тайге над Байкалом”, повествования “На реке Ангаре”.
  2. Опорные карточки с заданиями (на выбор).
  3. Наглядность: книги, иллюстрации о Байкале.

ХОД УРОКА

Беглый опрос. Синтаксический разбор предложения. Слово учителя. Целеполагание. Планирование. Исследование. Дискуссия. Обобщение. Грамматические задания (на выбор).

Учащиеся работают коллективно, индивидуально, в парах, в группах (по желанию).

I. Запись предложения и его анализ.

Я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике рассказал сказку. (К.Паустовский)

Беглый опрос.

Словарная работа.

II. Слово учителя с элементами беседы.

- Мы часто говорим, что любим наш родной язык. Но не пустые ли это слова? Что надо делать во имя этой любви? Что это значит – любить родной язык?

- Да, необходимо развивать в себе умение “вслушиваться, вдумываться в слово”. Только как мы научимся хорошо владеть языком, а также понимать глубоко и правильно произведения писателей.

С произведениями В.Г. Распутина мы работали несколько уроков.

- Чем дорог нам этот писатель?

III. Целеполагание.

- Сегодня на уроке мы вспомним изученное о глаголе, а также поучимся искусству чтения текста, внимательному, вдумчивому, которое становится сотворчеством с автором. Нашими помощниками вновь станут произведения В.Г. Распутина.

- Иногда вместо слова “текст” употребляется описательный оборот (перифраза) “словесная ткань”. Почему? [Заранее подготовленный ученик даёт справку по словарю Ожегова: “Текст – словесная ткань…]

- Слово “помнит” своё изначальное значение, поэтому мы можем услышать применительно к анализу текста такие выражения: прикоснуться к словесной ткани, словесная ткань пронизана…

- Обратимся к “словесной ткани” рассказа В.Г. Распутина “В тайге над Байкалом” и повествования “На реке Ангаре”.

[Перед каждым учеником лежит хрестоматия для 6-х классов “Писатели Восточной Сибири” с текстами]

- Миниатюра “Я это видел” и “336 и одна”.

IV. Планирование.

- Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают тексты и задания к ним /перед учащимися лежат листы с заданиями. См. приложение.

- Определите текст и задания, интересные вам, сформулируйте группы. [Группы формируются произвольно: по 2, по 3 и более человек, кто-то захочет работать индивидуально]

- Опорные карты и словари на отдельном столе.

V. Исследование.

- Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальные консультации учителя. Работа в группах.

VII. Дискуссия.

- Самый главный этап. Учащиеся устно выступают с результатами своих исследований.

VIII. Обобщение учителя и учащихся.

- Что мы стремились сделать, читая и анализируя тексты?

[Мы пытались пройти нелёгким путём вдумчивого читателя, рассматривали тексты как речевое произведение, наблюдали за глаголами и их “поведением” в конкретном тексте]

- Что же увидели?

[В тексте важно всё: и слова, и звук, и интонация. Важно, как он начинается. Велика роль выразительных средств в тексте: они помогают автору более точно, ярко выразить мысли и чувства. Каждый из вас понимал текст по-своему. Это значит, что произведения В.Г. Распутина неисчерпаемы. И чем больше мы будем “всматриваться в словарную ткань”, тем больше её тайн нам откроется]

- Оценка ответов.

- Что было интересно?

- Что было трудно?

Письменная самостоятельная работа на повторение изученного о глаголе.

Задание: выполнить разборы и грамматические задания к текстам (на выбор) или написать о глаголе мини-сочинение (этюд).

Д/з: размышление на тему: “Что может открыться вдумчивому читателю?”.

    ПРИЛОЖЕНИЕ:

“336 и одна”. (В.Г. Распутин)

  1. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
  2. Как вы поняли его содержание?
  3. Какое значение имеет первое предложение? Как оно связано со всем текстом?
  4. Найдите ключевые слова текста, важные для его понимания.
  5. Назовите художественные образы этого текста. Найдите слова, помогающие представить каждый образ в отдельности.
  6. Какова роль глаголов в тексте? Выпишите словосочетания с глаголами (5–6). Охарактеризуйте глаголы (1–2).
  7. Напишите этюд о глаголе, который вас заинтересовал в этом тексте.
  8. “Я это видел” (В.Г. Распутин).
  9. Определите тему и основную мысль текста. В каких словах она (мысль) передается?
  10. Какие образы произвели на вас сильное впечатление?
  11. Какие чувства испытывал Саня? Выберите слова, передающие его душевное состояние.
  12. В четвертом абзаце найдите глаголы, употребленные в переносном значении. Объясните их роль в раскрытии основной мысли текста.
  13. Объясните смысл названия. Есть ли связь между заглавием и последним предложением? Какая?
  14. Напишите этюд о глаголе.