Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения

Разделы: История и обществознание


Цель: выявление способностей, склонностей и интересов учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умения и навыков помогающих ориентироваться в сложностях современной политики.

Задачи.

  1. Способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания.

  2. Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности

  3. Активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность.

  4. Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина страны.

  5. Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного элективного курса с предметом «Обществознание»;

На конец обучения учащиеся должны иметь основные первоначальные знания в области политологии, быть достаточно информированными и компетентными для ориентации в современной политической жизни общества. Курс интересен и актуален на данном этапе развития учащегося. Умение отбирать нужную информацию, объяснять те или иные действия, отличать события от фактов пригодятся не только в повседневной жизни любого человека, но и в учебной, научно-исследовательской, общественной и профессиональной деятельности. Кроме того, курс направлен на закрепление в сознании молодого поколения тех гуманистических ценностей, которые лежат в основе истинного народовластия.

.Методы и формы обучения:

При изучении данного курса предполагается использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, требующую осмысления заявленных проблем;

  2. На семинарских занятиях используются активные методы обучения: дискуссии, деловые игры, проектная деятельность;

  3. Тесты позволяют провести самодиагностику отдельных направлений развития личности, выделить проблему и определить пути ее решения.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • основные термины и понятия из области политического;

  • иметь представления о том, что такое государство и как работает государственный аппарат;

  • основные точки зрения на различные аспекты политики.

  • Учащиеся должны уметь:

  • грамотно и с пониманием объяснять происходящие политические события;

  • работать с текстом учебника и историческим документом, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы;

  • использовать свои знания с целью разрешения политических проблем, определять свою точку зрения и аргументировать свои позиции;

  • участвовать в дискуссиях, оппонировать в спорах, находить компромиссы

  • Учебно-тематический план

    № урока Тема занятия Формы и методы обучения Формы контроля
    1. Политика и мы. Понятие о политике, политические события и явления. Урок смешанного типа. Лекция с элементами беседы. Заполнение таблицы. Знакомство с алгоритмом. Выполнение задания. Составление таблицы. Работа по алгоритму.
    2, 3 Политическая печать. Современная политическая печать в России. Анализ политических текстов и карикатур. Применение алгоритма. Элементы дискуссии. Комментирование политических высказываний. Выполнение заданий.
    4. Политическая система и ее роль в жизни общества. Изучение нового материала. Составление схем и сводных таблиц. Выполнение заданий. Заполнение таблицы и составление схем.
    5, 6 Основные признаки и функции государства. Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом. Вопросы для обсуждения. Тестовые задания.
    7. Разнообразие государственно- политических форм в современном мире. Вводный контроль. Самостоятельная работа с учебным материалом. Составление схем. Выполнение задания. Составление схем.
    8. Политические лидеры. Объяснение нового материала. Практическая работа. Эссе на тему «Что значит быть политиком?»
    9. Роль политического лидера в современном мире. Дискуссия. Выполнение познавательных заданий. Итоги диспута. Познавательные задачи.
    10. Формы политического участия. Ролевые ситуации, работа в группах. Анкетирование. Результаты анкетирования. Выполнение заданий.
    11, 12. Избирательная кампания. Урок - деловая игра. Подведение итогов игры.
    13. Правовое государство. Изучение новой темы. Познавательные задания. Практическая работа. Таблица. Краткий анализ высказываний. Итоги практической работы.
    14. Правовое государство и гражданское общество. Тест. Изучение нового материала. Элементы дискуссии. Составление таблиц и схем. Результаты тестирования.
    С15, 16 Политическая культура и правовое государство. Россия на современном этапе политического развития. Беседа с выполнением ситуативных заданий. Создание проблемной ситуации. Проверка выполнения заданий. Эссе на основании высказываний.
    17. Макиавеллизм и современная политика. Круглый стол. Обсуждение работы каждого. Подведение итогов. Итоговый урок.

    Содержание курса.

    • Понятие политики. Политические события, факты и явления.
    • Политическая печать: политический текст и карикатура.
    • Политическая система. Государство как главный институт политической системы. Роль политических партий в политической системе. Политические нормы.
    • Культурно-идеологический и коммуникативный элемент политической системы.
    • Политические режимы.
    • Формы правления. Унитарное государство и федерация.
    • Понятие о политическом лидере. Популярность лидера и популизм, функции лидера. Избирательная кампания. Избиратель и кандидат.
    • Признаки правового государства. Права человека и гражданина. Защита прав. Гражданское общество и его признаки. Местное самоуправление. Взаимоотношения гражданского общества и государства.
    • Политическая культура. Россия на современном этапе политического развития.
    • Политика и мораль. Современные политики. Правовые нормы в современной политике.

    Литература для учителя:

    1. Гаджиев К.С.Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993г.-256с.
    2. Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998.
    3. История политических и правовых учений. М., 1996.
    4. Когда убивает государство. М.,1989.
    5. Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с.
    6. Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001.

    7. Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997.
    8. Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003.
    9. Юдовская А.Я., Морозова С.Н. Становление гражданского общества: исторические истоки. М., 2006.

    Литература для учащихся:

    1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология.10-11кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007г. (Элективные курсы).
    2. Малышевский А.Ф., Ерухов Б.А., Карпунин В.А., Учебное пособие по философии. Ч.II.М.-Интерпракс,1993г.
    3. Мушинский В.О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001г.

    Дополнительная литература:

    1. Ибрагимов Р.Ю.Сдаем основы социологии и политологии: для среднего и профессионального обучения. Д: Феникс, 2005.
    2. Муштук О.З., Цыбульская М.В. Политология: учебно-методическое пособие. М., 1999.
    3. Политология: учебное пособие (сост. и отв. ред. А. А. Радугина.) М.,1998.