Урок русского языка по теме "СПП с придаточными изъяснительными". Урок посвящен Дню матери

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Закрепить понятие о СПП с придаточными изъяснительными.
  • Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
  • Составлять схемы предложений.
  • Воспитывать любовь к матери.
  • Содействовать нравственному воспитанию.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Орфографическая пятиминутка. Тема: “ь после шипящих на конце существительных”. Кодированный диктант.

  1. Вьющееся растение - плющ.
  2. Накидка от дождя - плащ.
  3. Кухонная утварь – нож.
  4. Бывает звездной – ночь.
  5. Доктор иначе – врач.
  6. Маленькое серое животное- мышь.
  7. Озимая культура - рожь.
  8. Дамское украшение – брошь.
  9. Слышится громкий - плач.
  10. С любимым там рай – шалаш.

Делаем вывод о написании ь после шипящих.

3. Работа по основной теме.

На доске записано предложение. Мать волнуется и печалится, чтобы ее ребенок был здоров. Рассказать о строении предложения, определить вид придаточного, начертить схему предложения.

Аналогичная работа проводится с предложением:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Ответы ребят учащиеся оценивают самостоятельно, применяя “6П”.)

4. Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

Расставить в карточке знаки препинания. Начертить схему и указать вид придаточных в первом предложения второго абзаца.

Мама

Мама! Мама! Я помню твои руки с того мгновения как я стал осознавать себя на свете. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби где ты стирала белье.

Я помню как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку когда ты шила.

Нет ничего на свете чего бы не умели руки твои что было бы им не под силу чего бы они погнушались.

Оглянись же и ты юноша, мой друг! Оглянись как и я и скажи кого ты в жизни обязал больше чем мать. Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок, и не от нашего ли горя седеют наши матери?

5. Физминутка.

СПП - наклон вперед, БСП – руки в стороны, ССП – присели.

Я смеюсь, и мама рада, с мамой вечен наш союз.
Все мы желаем маме дружно: живи, родная, много лет.
Земной поклон тебе, родная мама,
За то, что ты на свете есть.

6. Работа по развитию речи.

Составить предложение, используя любой вид придаточных, посвященное маме.

7. Подготовка к ЕГЭ.

Индивидуальная работа. (Предлагается один из вариантов).

Вариант 1

  1. Составить текст.
  2. Списать, расставляя пропущенные запятые, вставить буквы.
  3. Какое предложение соответствует характеристике: простое, двусоставное, осложнено однородными наречиями.
  4. Определить вид придаточного во втором предложении.

Вариант 2

  1. Мы нежно и крепко любим ее.
  2. Мы любим ее как х.рошего друга (за) то у нас(с) нею все со.бща.
  3. За то что когда нам ст.новится туго мы можем вспл.кнуть у р.дного плеча.
  4. За то что всегда бе. утайки и пряио мы мож.м д.верить ей сер.це св.е и просто за(то) что она наша мама.

8. Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание составить синквейн со словом мама.

В заключение урока учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина “Сердце матери”. Учащиеся высказывают свое мнение по поводу услышанного стихотворения.