План-конспект открытого урока по алгебре на тему "Обобщение материала по теме «Сумма и разность многочленов»"

Разделы: Математика


Тема урока: обобщение материала по теме – сумма и разность многочленов.

Оборудование: Телевизор (или проектор) и подключенный к нему компьютер.

Приложение: Презентация к уроку <Приложение1>

Цели и задачи:

  1. Образовательная:
  2. - Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме сумма и разность многочленов.

  3. Воспитательная:
  • Воспитывать интерес к алгебре, применяя интересные задания, используя различные формы работы.
  1. Развивающая:
  • Развивать умение учащихся работать как индивидуально (самостоятельно), так и коллективно (работа в парах и группой).
  • Развивать умение оценить свои силы, используя задания разного уровня сложности.

Тип урока: урок обобщение.

План урока:

  1. Орг. момент: раздать тетради и отметить отсутствующих. (2-3 мин.)
  2. Ознакомление учеников с формой работы по карточкам. (2-3 мин.)
  3. Повторение пройденного материала. (3-5 мин.)
  4. Индивидуальная работа по карточкам. (5-7 мин.)
  5. Проверка индивидуальной работы и заполнение индивидуального листа достижений. (2-3 мин.)
  6. Ознакомление учеников с правилами работы в парах. (1-2 мин.)
  7. Работа в парах по карточкам. (5 мин).
  8. Проверка работы в парах и заполнение индивидуального листа достижений. (2-3 мин.)
  9. Групповая работа по рядам. (3-5 мин.)
  10. Заполнение индивидуального листа достижений и подсчет суммы набранных баллов. (2 мин.)
  11. Озвучивание оценок и выдача диплома ученику, набравшему наибольшее количество баллов. (1 мин)

1.Организационный момент – 3-4 мин.

Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас урок, закрепление материала по теме сложение и вычитание многочленов.

А сейчас, начнем урок. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока “Обобщение материала по теме сложение и вычитание многочленов”.

В начале урока мы повторим изученный материал по этой теме, затем поработаем по карточкам и в конце урока проведем математический “Брейн Ринг”. За этот урок каждый из вас получит оценку и я надеюсь что все они будут положительными.

Цитата: Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.

Рене Декарт.

Сегодня нам как раз нужно как можно более эффективно применять свойства нашего ума при решении примеров и заданий.

2.Повторение пройденного материала. 5-6 мин.

(Слайд-1)

- Повторить определения подобных слагаемых, одночленов, многочленов. (теория).

(Раздать опорные тесты с теорией!!!) <Приложение2>

Сейчас мы с вами повторим теоретический материал по данной теме, при повторении можете использовать опорные тесты теоретического материала, которые я вам только что раздал, или формулировать определение самостоятельно.

Кто может сказать определение одночлена?

Одночленом называется произведение чисел, переменных и их степеней.

Что называют коэффициентом одночлена?

Числовой множитель одночлена называют коэффициентом.

(Слайд-2)

Пример на доску: 23х; -8с2 ; у3 - Назовите коэффициенты. (ответ: 23; -8; 1)

Какие одночлены называются подобными?

Одночлены, имеющие одинаковую буквенную часть.

(Слайд-3)

Пример на доску: 7а + 6а2 – 3а – 14а2 = ?

(приведите подобные члены: ответ 4а – 8а2)

Кто может сказать определение многочлена?

Многочленом называется сумма или разность нескольких одночленов.

Как выполнить сложение многочленов?

При сложении многочленов скобки раскрываем без изменения знаков у одночленов в скобках и затем приводим подобные слагаемые.

(Слайд-4)

Пример на доску: (12х – 8у) + (23у – 7х) = ? (ответ: 5х + 15у)

Как выполнить вычитание многочленов?

При вычитании многочленов нужно поменять знаки у одночленов в скобках, перед которыми стоит знак минус и затем привести подобные слагаемые.

(Слайд-5)

Пример на доску: (24а + 17b) – (23а + 17b) = ? (ответ: а)

3.Индивидуальная работа по карточкам разного уровня сложности (три уровня сложности, по 6 вариантов в каждом, по два задания в варианте.) На работу выделяется 10 минут вместе с объяснением правил.

(Слайд-6)

Сейчас мы начнем нашу проверочную работу, она будет состоять из трех этапов, во время проведения которых каждый из вас будет набирать баллы, чем больше баллов за урок вы наберете, тем выше оценку получите. Ученик, набравший больше всех баллов, получит вот такой диплом. (Показать диплом)

Теперь, ребята, мы поработаем по карточкам, в каждой карточке по два примера на сложение и вычитание многочленов, карточки разноцветные (зеленые, желтые и красные) и различаются по сложности.

Зеленые - самые легкие, но за правильное решение каждого примера вы получите 1 балл.

Желтые – среднего уровня сложности и за правильное решение каждого примера вы получите 2 балла.

Красные - самые сложные, но за правильное решение каждого примера вы получите 3 балла.

Сложность карточки вы выберите сами. На работу выделяется 7 минут и если вы успеете сделать одну карточку, то можете взять еще одну, любую на ваш выбор и таким образом набрать большее количество баллов. При выполнении заданий обязательно запишите в тетрадь номер варианта и номера заданий.

(раздать листки личных достижений!!!) <Приложение3>

(раздать индивидуальные карточки!!!) <Приложение4>

4.Проверка заданий карточек и подсчет набранных баллов – 2-3 мин.

- Учащиеся, сидящие за одной партой, меняются тетрадями и по выведенным на экран телевизора ответам, проверяют правильность выполнения примеров, а затем подсчитывают количество набранных баллов. Потом отдают тетради хозяевам.

Теперь мы проверим правильность решений и подсчитаем набранные баллы.

(Слайд-7)

Ответы и набранные баллы вы видите на экране телевизора. Если пример решен правильно, то поставьте рядом с ним количество баллов указанное в скобках.

Теперь заполним листки личных достижений, напишите вверху свою фамилию и инициалы и запишите общее количество баллов, набранное вами в строку “Баллы, набранные за 1 этап”.

5.Работа в парах – 5-7 мин.

(Слайд-8)

Объяснение правил (работа вместе и баллы обоим поровну). 1-2 мин.

Теперь у каждого из вас есть определенное количество баллов, которое вы можете увеличить сейчас, работая в парах.

2 этап нашей проверочной работы состоит в парной работе, задание будет даваться одно на двух соседних учеников и баллы, за правильность выполнения, тоже будут начисляться на двоих. В парных карточках два примера, вам нужно найти ответы и найти сумму или разность ответов. Что именно находить написано вверху карточки.

Карточки вы выберите сами. На работу выделяется 5-7 минут и если вы успеете сделать одну карточку, то можете взять еще одну, любую на ваш выбор и таким образом набрать большее количество баллов. При выполнении заданий обязательно запишите в тетрадь номер варианта.

При правильном выполнении задания, каждому ученику в паре начисляется два балла.

(раздать парные карточки!!!) <Приложение5>

6. Проверка парных заданий и подсчет набранных баллов – 2-3 мин.

(Слайд-9)

По выведенным на экран телевизора ответам, проверьте правильность выполнения примеров, за правильное выполнение варианта вы получаете два балла. Я надеюсь на вашу честность, давайте не будем исправлять свои ответы.

Теперь заполним листки личных достижений, запишите общее количество баллов, набранное вами в строку “Баллы, набранные за 2 этап”.

7. Групповая работа – 3-5 мин.

- Группы выбирают себе капитанов, которые будут поднимать руку и сигнализировать, если учащиеся ряда нашли ответ на вопрос.

- Ученики отвечают на выводимые на экран телевизора вопросы, действует принцип теле игры “Брейн Ринг”, то есть отвечает на вопрос тот ряд, ученик которого нашел ответ, если ответ неверный, то ответить могут учащиеся другого ряда.

- За каждый правильный ответ все учащиеся ряда получают по одному баллу.

(Слайд-10)

А сейчас переходим к заключительному этапу нашего урока, к игре “Брейн ринг”.

У нас три команды, каждой команде нужно выбрать себе капитана. (дать время на выбор). Именно капитан будет сигнализировать о том, что его команда готова дать ответ на поставленный вопрос, остальные члены команды должны подавать знак о готовности к ответу своему капитану.

За каждый правильный ответ вся команда получает один балл. Если ответ не правильный, то на него может ответить любая другая команда. На размышление дается одна минута.

(Записать команды на доску!!!)

Внимание на экран, первый вопрос нашего “Брейн ринга”…

(Слайд-11)

1. В Средние века людей, умевших производить ЭТО АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, можно было пересчитать чуть ли не по пальцам. Их уважительно называли “магистрами …”. Они переезжали из города в город по приглашениям купцов, желавших привести в порядок свои счета.

В Италии до сих пор сохранилась поговорка: “Трудное это дело - …”.Так обычно говорят, когда оказываются перед почти неразрешимой проблемой.

Внимание вопрос: Что это за действие? (Ответ: деление).

(Слайд-12)

2. Человек, который хотел быть и юристом, и философом, но стал математиком. Он впервые ввёл прямоугольную систему координат.

Вопрос: Как зовут этого человека? (Ответ: Рене Декарт)

(Слайд-13)

3. Это слово у ювелиров означает долевое содержание золота в изделии, равное 1/24 и единицу массы, равную 200 мг.

Вопрос: Что это за величина? (Ответ: карат)

(Слайд-14)

4. Перед нами картина Богданова-Бельского "Устный счет". 11 учеников находят в уме значение выражения, записанного на доске учителем Рачинским. Давайте поможем этим ученикам найти ответ. Пример, записанный на доске: (записать на доску!!!)

Вопрос: Какой ответ? (Ответ: 2)

(Слайд-15)

5. Назовите древний геометрический инструмент, который, по утверждению римского поэта Овидия (Iв.), был изобретен в Древней Греции. Подсказка. Мы с вами часто используем этот инструмент на уроках алгебры и геометрии.

Вопрос: Что это за геометрический инструмент? (Ответ: циркуль)

(Слайд-16)

6. На вопрос: "Сколько ты поймал рыбы?", – рыбак ответил: "Половину восьми, шесть без голов и девять без хвоста".

Вопрос: Сколько рыб поймал рыбак? (Ответ: ни одной, 0)

(Слайд-17)

7. Сколько лет древнему Дубу, если числолюбцы сообщили, что стоит он на этом месте ровно 2.964 месяца.

Вопрос: Сколько лет Дубу? (Ответ: 247 лет)

(Слайд-18)

8. Это число происходит от латинского слова “солюс”.

И в Древней Руси, и в Древнем Риме оно ассоциировалось с Солнцем,
а у древних греков это число числом не считалось.

Вопрос: Какое это число? (Ответ: это число один)

(Слайд-19)

9. Игрок ставит на кон 30 долларов. Выиграв, он возвращает свою ставку плюс 60 долларов. Треть всей суммы он тратит на подарок жене, 10 долларов на такси и 10% от оставшейся суммы дает шоферу на чай.

Вопрос: Сколько денег у него осталось? (Ответ: 45 долларов)

(Слайд-20)

10. Этот учёный родился в греческой колонии Стагире во Фракии, поэтому к его имени часто прибавляли прозвище Стагирит. Он был первым энциклопедистом. Он был воспитателем Александра Македонского.

Он был учеником Платона. Иногда он критиковал взгляды учителя, и Платон шутя говорил: “Этот жеребёнок лягает породившую его кобылу”

Вопрос: Как зовут этого ученого? (Ответ: Аристотель).

(Слайд-21)

(На доске фиксируются команды и количество баллов, набранных за конкурс).

8. Подсчет общего количества баллов, просмотр оценок, полученных за урок исходя из количества баллов и награждение ученика, набравшего наибольшее количество баллов дипломом – 1-2 мин.

Вот и подошел к концу наш урок, сейчас вы заполните листки личных достижений, впишите в графу “Баллы, набранные за 3 этап”, баллы которые заработала ваша команда и сможете подсчитать итоговое количество баллов, которое набрал каждый из вас.

(Слайд-22)

По таблице, выведенной на экран телевизора, вы можете увидеть какую оценку заработал каждый из вас и поставить её в лист личных достижений.

Перед уходом с урока листы личных достижений прошу сдать мне.

А сейчас, награждение дипломом ученика, набравшего больше всех баллов.

Кто набрал более 15 баллов, прошу поднять руки. Кто набрал больше 20 баллов? Кто больше 25? Кто больше 30?

(Уточнить рекордсмена и наградить дипломом) <Приложение6>

И закончить урок я бы хотел цитатой нашего великого русского ученого Михаила Ломоносова: “Математику только за тем учить стоит, что она ум в порядок приводит”. Учите математику и тогда с остальными предметами у вас проблем возникать не будет никогда.