Специфика воспитательно-образовательного процесса в младших классах для обучающихся с тяжелыми нарушениями развития

Разделы: Начальная школа


На современном этапе развития общества, в период гуманизации и демократизации системы образования, значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелыми нарушениями интеллекта. Разрабатываются новые организационные формы работы с обучающимися данной категории, исследуются их способности к учебной деятельности, выявляются потенциальные возможности их социально-трудовой адаптации и максимальной социализации.

Статистика подтверждает появление современной тенденции к увеличению количества случаев рождения детей с нарушениями развития, в том числе и с нарушениями интеллекта. Новый подход к данной категории лиц призывает формировать к ним общественное отношение не с точки зрения их экономической значимости для общества, а с точки зрения социально-психологической значимости каждой человеческой личности в правовом демократическом государстве.

Категория обучающихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью представляет разнородную группу лиц, имеющих выраженные органические нарушения центральной нервной системы. Тяжелые интеллектуальные нарушения диагностируются уже на ранних стадиях развития ребенка, так как часто сочетаются с грубыми нарушениями моторной сферы и глубоким системным недоразвитием речи.

У детей изучаемой категории нарушены врожденные рефлексы, они очень поздно начинают держать голову (к 6-9 месяцам), сидеть (к 12 месяцам), ходить (к 2-3 годам). Особо выражены у них нарушения мелкой моторики: плохо удерживают предметы в руках, с большим трудом овладевают точными дифференцированными движениями. Речь у детей данной категории появляется, как правило, к 6-7 годам в виде отдельных (часто лепетных) слов, коротких аграмматичных фраз. Их психическим процессам свойственны грубые нарушения, импульсивность, инертность, неадекватность.

Как правило, глубокий интеллектуальный дефект сочетается с тяжелыми нарушениями психомоторики и сенсорных процессов. Для обучающихся данной категории характерно нарушение точности и скоординированности движений, неумение различать правую и левую стороны тела, затруднения при ориенттации в пространстве. Младшим школьникам при тяжелых нарушениях интеллекта свойственны поверхностное, недифференцированное, глобальное восприятие предметов в целом, неспособность к их анализу, сравнению с другими объектами. При этом ошибки детей в области восприятия заключаются не в каких-либо аномалиях органов чувств, а в неумении их использовать и продуктивно перерабатывать полученную информацию.

Категория изучаемых детей достаточна неоднородна. Очень часто они страдают комплексными нарушениями развития и заболеваниями. По последним исследованиям, обучающиеся с синдромом Дауна составляют 30% от всего контингента; значительное число составляют дети с ДЦП (15-20%), с синдромом раннего детского аутизма (10-17%), с таким нарушением обмена веществ как фенилкетонурия (7-9%).[6]

Так, по статистике Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №20 VIII вида г. Новокузнецка, на 2007-2008 учебный год среди общего числа обучающихся с тяжелыми нарушениями интеллекта (29 человек) насчитываются:

  • обучающиеся с синдромом ДЦП – 4 человека,
  • обучающиеся с синдромом РДА – 3 человека,
  • обучающиеся с синдромом фенилкетонурия – 1 человек;
  • обучающиеся с синдромом Дауна – 2 человека.

Многолетний опыт работы таких специалистов, как А.Р.Маллер, Г.В.Цикото, Я.Г.Юдилевич, Л.М.Шипицина, показал, что дети с тяжелым недоразвитием интеллекта, безусловно, обучаемы: способны к овладению социальными формами поведения и простыми видами труда, способны к усвоению элементарной грамоты и счета. При этом конечной целью коррекционно-развивающей работы с воспитанниками данной категории следует считать их максимальную социально-трудовую адаптацию и оптимальную интеграцию в здоровую социальную среду.

Достижение поставленной цели должно обеспечиваться решением следующих задач:

  • развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающихся в процессе коррекционно-развивающей работы;
  • нравственное воспитание, формирование социально приемлемых навыков поведения воспитанников;
  • физическое воспитание, обучение самообслуживанию, подготовка к посильным видам труда;
  • бытовая ориентировка и социальная адаптация обучающихся – как итог коррекционно-развивающего процесса.

Образовательная работа с обучающимися при тяжелых нарушениях развития строится как на общедидактических, так и на специальных принципах обучения, среди которых необходимо особо отметить такие принципы, как:

  • воспитывающий характер обучения;
  • практическая направленность обучения;
  • расширение социальных связей;
  • коррекционно-развивающая направленность обучения.

Реализация данных принципов находит свое отражение в таких очень важных разделах учебной программы, как “Хозяйственно-бытовой и самообслуживающий труд”, “Социально-бытовая ориентировка”, на которых базируется содержание образования обучающихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.[8,9] В процессе коррекционно-развивающей работы воспитанников приучают к общепринятым нормам поведения, формируют у них посильные трудовые навыки, адаптивную реакцию на определенные учебные и бытовые ситуации.

Важно отметить, что обучение детей грамоте и элементарному счету имеет огромное значение для развития их познавательной деятельности, однако, это возможно лишь на практически-наглядной основе. По мнению Л.С.Выготского, “практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций”.[2] К тому же, главным критерием обучаемости детей данной категории специалисты считают их способность к овладению необходимыми для интеграции трудовыми и социальными навыками. Л.С.Выготский по этому поводу писал: “Социальное воспитание глубоко отсталого ребенка является единственным состоятельным научным путем его воспитания”.[2]

Занятия по социально-бытовой ориентировке организуются в двух формах. Первая форма – урок. Его рекомендуется проводить в специально оборудованном кабинете, где имеются в достаточном количестве натуральные предметы обихода, их образцы, игрушки, технические средства обучения.

В Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №20 VIII вида г. Новокузнецка для занятий обслуживающим трудом отведено специальное помещение, оборудованное под интерьер жилой комнаты – кабинет Социально-бытовой ориентировки (СБО). В данном кабинете имеются шкафы различного назначения: для одежды (халаты, фартуки, косынки), посуды, инвентаря (ведра, швабры, тряпки), сухих продуктов. В наличии разделочные столы и доски, плита, холодильник, раковина с холодной и горячей водой. Отведено место для обучения воспитанников стирке и глажению мелких вещей. Все виды работ в кабинете СБО осуществляются в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности.

Обычно уроки СБО проводятся в виде сюжетно-ролевых игр (“Магазин”, “В больнице”, “На почте”, “Поликлиника”, “Парикмахерская” и др.), в ходе которых учащиеся воспроизводят фрагменты из жизнедеятельности взрослых, обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения. При этом специалисты рекомендуют педагогу не увлекаться длительными беседами и поучениями, а больше опираться на способность учащихся к подражанию, многократно показывая им, как выполнять необходимые действия и поступать в определенных ситуациях. Исследования в области дефектологии показали, что только путем многократных упражнений у обучающихся вырабатываются положительные привычки, позволяющие им в дальнейшем успешно социализироваться.

Вторая форма организации занятий по социальной адаптации – экскурсия. Используются два вида экскурсий:

  • комплексные экскурсии – предусмотрены для наблюдения за объектами, имеющими отношение к широкой теме одного и погоже раздела (например, “Наземный транспорт”, “Магазин”);
  • тематические экскурсии – предназначены для более глубокого изучения небольшого числа вопросов какой-либо темы (например, “Пассажирский транспорт”, “Продуктовый магазин”).

Экскурсии организуются таким образом, чтобы обучающиеся могли не только наблюдать изучаемый объект, но и совершать определенные практические действия. Например, при знакомстве с работой магазина, воспитанники должны не только уметь ориентироваться в торговом зале, знать назначения различных отделов, но и уметь оплатить покупку в кассе, попросить необходимое у продавца, положить покупку в пакет и др. После экскурсии с целью систематизации и обобщения полученных сведений можно оформить альбом, сделать поделки, рисунки, провести серию закрепляющих сюжетно-ролевых и дидактических игр. (Приложение 1)

Созданные на уроках СБО условия вовлеченности воспитанников в общение, в социальную деятельность способствуют развитию у них коммуникативной функции речи, формированию позитивных коммуникативных умений и навыков, позволяющих приспособиться к жизни в обществе.

Хочется отметить, что за последние годы организация в нашей стране помощи детям с тяжелыми нарушениями интеллекта претерпела положительные изменения. Наблюдается тенденция перехода от больших домов-интернатов к реабилитационным центрам с небольшим числом воспитанников. Большая роль в воспитании обучающихся данной категории стала отводиться семье: издается специальная литература для родителей детей с нарушениями развития; у родителей появилась возможность выбора наиболее подходящего для их ребенка вида учебного заведения.

Рассматривая перспективы помощи детям с тяжелыми нарушениями интеллекта, специалисты отмечают, что, прежде всего:

  • требуется совершенствование программы их обучения и усиление социальной направленности в работе с ними;
  • требует совершенствования трудовая подготовка обучающихся к несложным и разнообразным видам производительного труда;
  • учитывая относительную сохранность их эмоциональной сферы по сравнению с познавательной, необходимо расширить объем занятий по арттерапии (музыкальное, изобразительное искусство, театрализованные игры и др.);
  • требуют разработки частные методики по общеобразовательным предметам для обучающихся данной категории;
  • еще не созданы для них учебники и рабочие программы;
  • необходимо усилить коррекционно-развивающую направленность воспитательно-образовательного процесса путем введения в учебный план дополнительных коррекционно-развивающих дисциплин.

В Специальной (коррекционной) школе-интернате №20 VIII вида г. Новокузнецка ведется работа по всем указанным направлениям. Педагоги разрабатывают адаптивные предметные курсы на основе имеющихся государственных программ и стандартов с учетом индивидуальных и клинических особенностей обучающихся, а также требований современных социально-экономических условий.

На данном этапе коллектив начальных классов работает над научным обоснованием и экспериментальной проверкой программы по реабилитации психомоторных и сенсорных нарушений у обучающихся с отклонениями в развитии.

Созданы рабочие программы и введены в учебный план такие коррекционно-развивающие дисциплины, как:

  • Развитие психомоторики и сенсорных процессов;
  • Изотерапия;
  • Игротерапия;
  • ЛФК;
  • Логоритмика;
  • Психогимнастика.

В связи с выходом в 2002 году нового базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, предусматривающего проведение в начальных классах дополнительных коррекционных занятий, педагогическим коллективом Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 20 VIII вида г. Новокузнецка была разработана коррекционно-учебная программа “Развитие психомоторики и сенсорных процессов” для младших школьников с нарушениями интеллекта. (Приложение 2) Данная программа была отрецензирована “Кемеровским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Кемерово” и в настоящее время апробируется в режиме эксперимента в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 20 VIII вида г. Новокузнецка.

Главная цель коррекционных занятий – максимально скорригировать недостатки познавательных и эмоцоинально-волевых процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта. Основным содержанием занятий по курсу “Развитие психомоторики и сенсорных процессов” являются:

  • дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
  • упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
  • пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
  • игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений обучающихся младших классов с нарушениями развития.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов могут проводиться как в традиционной, так и в нетрадиционной форме: в виде сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, драматизаций сказок, занятий на свежем воздухе, на ковре и др. (Приложение 3) Необычная форма занятий, увлекательной содержание, обилие игр различной динамики создает особый позитивно окрашенный эмоциональный фон, повышает мотивацию обучающихся к выполнению предлагаемых заданий.

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с нарушениями интеллекта имеет концентрическую структуру: одинаковые разделы программы изучаются в последующих классах уже на более высоком уровне сложности. (Приложение 4, Приложение 6)

Так, например, при развитии познавательной сферы обучающихся первого класса с тяжелыми нарушениями интеллекта представляется важным формирование наглядно-действенного мышления: проводятся игры и упражнения на формирование “метода проб” как основного способа решения практических задач. Во втором и третьем классах проводится работа по развитию наглядно-образного мышления, формированию соотношений между словом и образом. В четвертом классе начинается работа по формированию элементов словесно-логического мышления, развитию произвольности деятельности и внутреннего плана действий.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов носят не только коррекционную, но и практическую направленность, тесно связаны с бытовыми жизненными ситуациями и с такими учебными предметами, как математика, развитие речи, письмо, труд, изобразительная деятельность.

Работа на занятиях проводится по подгруппам в 5-6 человек, а также индивидуально, чтобы у каждого обучающегося была возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Ведь согласно последним психологическим исследованиям, переживание состояния успешности способствует повышению у обучающихся самооценки и уверенности в собственных силах.

Разработка и проверка эффективности программы “Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с нарушениями интеелекта” проводится в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 20 VIII вида г. Новокузнецка пятый год. Эксперимент еще не завершен, но по результатам промежуточных комплексных диагностик у обучающихся экспериментальных групп отмечается существенное улучшение показателей уровня развития общей и мелкой моторики, точности восприятия, памяти, внимания, мышления. Косвенным показателем эффективности апробируемой программы служит значительное повышение успеваемости по различным учебным предметам, повышение внимательности, работоспособности и познавательной активности обучающихся экспериментальных классов. Отмечено позитивное влияние коррекционно-развивающих занятий на речевое развитие воспитанников: занятия способствуют обогащению словарного запаса, формированию основных функций речи обучающихся (фиксирующей, познавательной, планирующей, контролирующей, символической).

Все вышеописанное является частно-методическим опытом коррекционно-развивающей работы образовательного учреждения. Но следует заметить, что увеличение интереса к обучающимся с тяжелыми нарушениями интеллекта на практике будет способствовать разработке новых научно-методологических подходов к изучению и осуществлению воспитательно-образовательной работы с младшими школьниками при тяжелых нарушениях развития.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997, №3

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995

3.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990

4.Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 1996

5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002

6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелей интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003

7.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2007

8.Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Институт Дефектологии АПН СССР – М., 1984

9. Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. – М., 2001

10.Шипицына Л.М. и др. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубокими нарушениями интеллекта. – СПб., 1996

11.Юдилевич Я.Г. Возможности трудовой подготовки глубоко отсталых учащихся // Дефектология.- 1983, №1

Приложение 5