Урок-обобщение по теме "Внутренние воды России"

Разделы: География


Цели урока:

образовательные:

  • Обобщить знания учащихся о внутренних водах России, подвести итоги изучения темы.
  • Проверить знания учащимися характерных особенностей рек, озер, болот, ледников нашей страны и распределения по территории России.
  • Показать взаимосвязь, взаимообусловленность явлений.
  • Закрепить основные понятия темы, решение задач, навыки работы с контурными картами.

развивающие:

  • Развитие умения творчески подходить к решению самых разнообразных задач, анализировать условия, делать обобщения, выводы.
  • Работать с географическими картами, другими источниками информации.
  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся, умения логически мыслить, рассуждать.

воспитательные:

  • Формирование ответственности перед коллективом.
  • Воспитывать бережное отношение к водоемам нашей страны, их чистоте.
  • Воспитание дисциплинированности и самостоятельности.

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний

Формы и методы урока: Фронтальная работа, индивидуальная, опережающее обучение, игровые моменты. Проблемно-поисковый, исследовательский, репродуктивный, наглядный, объяснительный, практический.

Оборудование: Физическая карта России, карточки с заданиями, контурные карты, картины с изображением водоемов нашей страны, таблица для подсчета баллов.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни
запаха, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаться, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать что ты необходима для
жизни, ты сама жизнь»
Экзюпери

Заключительный урок по теме «Внутренние воды» мы проведем в виде соревнования между 3 командами:

команда I ряда – «Волга»

команда II ряда – «Обь»

команда III ряда – «Лена»

Каждый конкурс будет оценен определенным количеством баллов, а в конце соревнований мы подведем итоги и узнаем победителя.

Задание 1 «КОНКУРС МАТЕМАТИКОВ»

Определить падение и уклон рек

I ряд – р. Волги, р. Дон.

II ряд – р. Обь, р. Урал.

III ряд – р. Лена, р. Амур.

Раздаются карточки с заданиями ученикам от каждого ряда.

Задание 2 «КОНКУРС ЛИТЕРАТОРОВ»

Пока математики решают задачи, мы услышим от каждого ряда стихотворения о великих русских реках: Волге, Оби, Лене.

Команды получают баллы за исполнение стихотворений.

Задание 3 «КОНКУРС КАРТОГРАФОВ»

Каждому ряду раздаются контурные карты на которых выделено несколько рек и озер. Вы должны без помощи атласа подписать эти объекты.

Задание 4 «СООБЩЕНИЕ О РЕКАХ»

Пока наши картографы выполняют задание, мы услышим сообщение о реках. Каждый ряд рассказывает о своей реке.

I ряд – «Волга»

II ряд – «Обь»

III ряд – «Лена»

Задание 5 «КОНКУРС ЭРУДИТОВ»

Каждый команде дается по вопросу, на который отвечает представитель команды.

  1. Назовите наиболее полноводные реки России. Почему вы так считаете?
  2. Какие из рек России разливаются летом и почему?
  3. Какие условия необходимы для образования болот?

Задание 6 «КОНКУРС ЗНАТОКОВ ТЕРМИНОВ»

На доске вы видите термины, которым вы должны дать определение.

Подземные воды –
Паводок –
Исток –
Ледостав –
Ледник –
Снеговая линия –

Задание 7 «КОНКУРС ЗНАТОКОВ КАРТЫ»

От каждого ряда вызывают по представителю. Сначала соревнуются ученики I и II ряда, потом победитель с учеником III ряда.

1. Волга

1. Северная Двина

1. Индигирка

2. Печера

2. Яна

2. Кубань

3. Дон

3. Обь

3. Колыма

4. Амур

4. Енисей

4. Урал

5. Лена

5. Анадырь

5. Ладожское озеро

6. озеро Баскунчак

6. Ангара

6. Терек

7. озеро Байкал

7. Онежское озеро

7. озеро Ханка

8. озеро Ханка

8. озеро Чаны

8. Хатанга

Задание 8 «КТО БЫСТРЕЕ?»

Задается вопрос, кто первый поднимает руку и дает правильный ответ, тому и присуждается балл.

  1. Начало реки?
  2. Что такое устье?
  3. Что называют паводком?
  4. Что такое межень?
  5. Ежегодно ожидаемый подъем уровня воды в реке?
  6. Падение реки?
  7. Что определяют, разделив падение реки на ее длину?
  8. У каких рек уклон и падение реки больше?
  9. Назовите типы питания рек?
  10. Какой тип питания у большинства рек России?
  11. Когда разливается большая часть рек?
  12. Что такое режим реки?
  13. Как климат влияет на режим реки?
  14. Когда бывает паводок на реке?
  15. В какой части страны больше болот? Почему?
  16. Что такое болото?
  17. Почему образуются болота?
  18. Что значит сточное и бессточное озера?
  19. Что такое вечная мерзлота?
  20. Почему образуется вечная мерзлота?
  21. Что такое подземные воды?
  22. Какая самая полноводная река России?
  23. Стихийное явление, сопровождаемое затоплением местности?
  24. К бассейнам каких океанов относятся реки России?
  25. Значение болот?
  26. Как влияет климат на годовой сток?
  27. Как человек использует водные ресурсы?
  28. Почему большинство рек России текут на север?
  29. Как человек загрязняет водные ресурсы?
  30. Почему сибирские реки полноводнее европейских?
  31. Почему у Амура летнее половодье?
  32. Назовите реки бассейна Тихого океана?
    Атлантического?
    Северного Ледовитого?
    Внутреннего стока?

А теперь подведем итоги урока, подсчитаем количество баллов, которое набрал каждый ряд.

Подведение итогов урока, выставление оценок.