Зона Арктических пустынь, 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • сформировать у учащихся представления о природной зоне арктических пустынь;
  • познакомить с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использования;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  • воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.

Оборудование:

  • карта природной зоны России,
  • слайды,
  • картины,
  • фотографии с изображением изучаемых объектов,
  • раздаточный материал,
  • энциклопедии природы,
  • ученические контурные карты.

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока).

(Звучит музыка из к/ф “Приключения Шурика”)

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда.

Сегодня наш маршрут – направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг в зону арктических пустынь.

2. Проверка знаний и умений.

А. Слайд. Игра “Я знаю названия рек”.

(Покажите на карте и назовите реки, впадающие в моря Северного Ледовитого океана).

Б. Слайд.

Тест “Моря, озёра и реки России”.

- Самое большое по площади озеро России, это…

А) Онежское,
Б) Байкал,
В) Каспийское.

- Река, впадающая в Каспийское море, это..

А) Дон,
Б) Волга,
В) Кама.

- Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, это...

А) Енисей,
Б) Обь,
В) Лена.

- Самая длинная река России, это...

А) Волга,
Б) Лена,
В) Обь,
Г) Енисей.

- Море Атлантического океана на территории России, это...

А) Японское,
Б) Балтийское,
В) Чёрное.

- В список всемирного наследия внесено…

А) Белое море,
Б) Озеро Байкал.

Работа по карточкам.

Вычеркните лишний географический объект:

- Среднесибирское плоскогорье: Лена, Ангара, Печора, Колыма.

- Западно-Сибирская равнина: Обь, Енисей, Амур, Иртыш.

img1.jpg (6051 bytes)

Рисунок 1.

- Восточно-Европейская равнина: Волга, Кама, Дон, Индигарка.

Индивидуальный опрос:

Покажите на карте и расскажите о Дальневосточном морском заповеднике; Назовите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

img2.jpg (51618 bytes)

Рисунок 2.

3. Работа над новой темой.

Слайд. К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи. Мы знаем, что это царство льда и холода. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

Работа ведется в группах. Каждой группе даётся раздаточный материал, в наборе карточки с различными видами одежды, дети выбирают меховые шапки, костюмы, унты, варежки, шерстяные маски.

Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. (острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля).

img3.jpg (31988 bytes)

Рисунок 3.

При ответе используется атлас или карты в учебнике.

- Нашей экспедиции предстоит выяснить: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные встречаются в этой зоне? (задача для зоологов).

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку-“помогайку”.

Географы

Арктика - это огромное пространство………………океана, с ……… и ………..Солнце направляет на это пространство……………..лучи. Оно …………., но не …………Зимой в Арктике……………………………….Темноту освещают: луна, звёзды и …………………Дуют ……………,бушует …………….Температура опускается до минус……………………градусов.

Летом в Арктике ………………., но тепла тоже нет. Это зависит от географического……………….арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

img4.jpg (6744 bytes)

Рисунок.4

img5.jpg (4554 bytes)

Рисунок.5

img6.jpg (5735 bytes)

Рисунок 6.

Ботаники

img7.jpg (9034 bytes)

Рисунок 7

img8.jpg (12084 bytes)

Рисунок 8

На островах на голых ……………встречаются………………., они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях………….и……………в толще воды, не покрытой……………, большое количество планктонных растений водорослей. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются зелёные льдины.

Рисунок 9

Зоологи.

Животных арктической зоны кормит……. Морскими водорослями питаются ……., а ими - …….. Основная пища птиц и животных – это ……. На скалистых берегах собираются………., ………….. и …………….., здесь они выводят ………………………. Птиц с необычными клювами называют ……………. Все звери - прекрасные …………….. От холода их защищает ………………………. Это…………………. и ……………. На тюленей охотятся ………………………………….. У них длинная густая шерсть ……………цвета и ……………….. лапы, чтобы удобнее было………………………………………………………….

Дети вставляют пропущенные слова и озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и картин. Слайд.

Вывод: В Арктике совсем не пустынно. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.

4. Физкультминутка.

5. Продолжение новой темы. Слайд.

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Слайд. Проложен Северный морской путь. Слайд с видеороликом. Люди занимаются рыболовством, охотой Показ слайда. Но не всегда это разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен серьёзный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов.

Рисунок 10

Рисунок 11

6. Закрепление изученного материала.

Слайд. Цепи питания:

Водоросли – рачки – рыбы – птицы

Водоросли – рачки – рыбы – тюлени

Рыбы – тюлени – белые медведи

Слайд. Разгадать кроссворд:

Вопросы:

1. Птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют “птичьи базары”, 2. Близкий родственник тюленя. 3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни. 4. Это животное бывает добычей белого медведя. 5. Растение полярной зоны. 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. 7. Пища рыб северных морей

Ответы: 1. Чайка. 2. Морж, 3. Кайры, 3. Тюлень, 5. Лишайники, 6. Кит, 7. Рачки.

Ключевое слово – АРКТИКА

7. Подведение итогов. Слайд.

Арктика – царство льда и снега

Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря, острова
Освещенность: Полярный день и полярная ночь
Растительный и животный мир: Лишайники, мхи, полярный мак, брусника, морошка, рачки, рыбы, гагарки, белый медведь, морж, тюлень
Деятельность человека: Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота

Урок окончен. Спасибо за внимание.