Урок алгебры в 7-м классе "Применение формул сокращенного умножения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Отработать и закрепить навыки применения формул сокращенного умножения в различных ситуациях.
  • Развивать мышление, умение применять знания в нестандартных ситуациях, умение классифицировать и обобщать, добиваться творческого подхода к решениям.
  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, настойчивость для достижения конечного результата, умение работать в коллективе.

Оборудование: кодоскоп, кодопленки, доска, мел, рабочие тетради.

Структура урока:

  1. Постановка цели урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Устная работа.
  4. Отработка и закрепление материала
  5. Подведение итогов
  6. Постановка домашнего задания.

 Ход урока

1.Постановка цели урока. (Учитель объявляет тему урока и его цели).

"Сегодня урок обобщения с элементами мозговой атаки, но " война - войной", а перемена по расписанию".

2.Проверка домашнего задания.

(Дома учащиеся готовили домашнее задание на кодопленке).

Через кодоскоп проектируется решение каждого задания на доску и ученики объясняют решение.

1. (n2+4)/(2-n)-(mn+п2)/(n2-4n+4) : (m+n)/(4-n2)=

= (n2+4)/(2-n)-( n(m+n)(2-n)(2+n))/((n-2)2(m+n))=

= (n2+4)/(2-n)-(n(2+n))/ (2-n)=

= (n2+4-2n-n2)/ (2-n)=

= (2(2-n))/(2-n) =

= 2

(n-2)2= (2-n)2 (можно доказать на примере)

 2. (-а - в)(-а- в) =(-а- в)2 =(-1(а + в))2=(-1)2(а+в)2=(а+в)2

3. а2-2а-3 = 1) 2-2а2-2а-3 = 3(а-1)(а+1)-2а(а+1)= (а+1)(3а-3-2а)=(а+1)(а-3)

2) а2-3а+а-3 =а(а+1)-3(а+1)=(а+1)(а-3)

3) а2-2а+1-4

4) а2-2а-2-1=(а-1)(а+1)-2(а+1)=(а+1)(а-1-2)=(а+1)(а-3)

(учащиеся не знакомы с разложением квадратного трехчлена на множители по общей формуле, поэтому задача носит творческий характер).

Сделать вывод как справились с домашней работой, поблагодарить всех кто отвечал, оценить.

3. Устная работа.

(Проверка знаний формул и быстроты реакции)

Вместо знака вопроса поставить нужную букву или число:

а) (m- ? )2=m2-20m+?

b) 472-372= (47- ?)(? + 37)

в) 612= (? +? )2= 3600 + ? + 1

г) 712+292+2*71*29 = (? + ?)2= ?2

Чего не учел ученик?

2-6ав+9в2= (2а-3в)2

Где применяются формулы сокращенного умножения? (ответ: упростить выражение, разложить на множители, решить уравнение, вычислить, сократить дробь, доказать тождество).

4.Отработка и закрепление материала.

(Открыли тетради, записали число, классная работа)

Задания записаны на доске.

Применим при вычислениях.

1.Вычислите:

2342-2332=467

1592-2*159*59+592=(159-59)2=1002=10000

1392+2*139*61+612=(139+61)2=2002=40000

(1002+982+962+942) - (992+972+952+932)= (1002 - 992)+:=772

(Все работают в тетрадях, через три минуты желающие говорят ответ и что применили, четвертый пример можно решить на доске.)

Применим к упрощению выражений.

2. Упростите выражение с2-2ср-с+р+р2 и найдите его значение при с=2; р = -4.

(на доске образец записи)

если с=2; р = -4, то

с2-2ср-с+р+р2=

=(с-р)2- (с-р)=

=(с-р)(с-р-1)=

=(2+4)(2+4-1)=

=6*5= 30.

многочлен разложили на множители.

3.Вспомним способы разложения на множители (пять учеников у доски, по желанию выбирают себе задание)

а) -а2-2а-1= б) а22+2вс-с2= в) 4(а-в)2 - 9(а+в)2=
= -(а2+2а+1)= 2-(в2-2вс+с2)= = (2(а-в)-3(а+в))(2(а-в)+3(а+в))=
= -(а+1)2. 2-(в-с)2= = (2а-2в-3а-3в)(2а-2в+3а+3в)=
=(а-в+с)(а+в-с). = (-а-5в)(5а+в)=
= -(а+5в)(в+5а).

г) (а+в)3 - (а-в)3 = (а+в-(а-в))((а+в)2+(а+в)(а-в)+(а-в)2)=

=2в(а2+2ав+в2222-2ав+в2)=

=2в(3а22)

д) х4+3х2-4 = х4+4х2-х2-4 =

= х22-1)+4(х2-1)=

= (х2-1)(х2+4)=

= (х-1)(х+1)(х2+4)

После того, как решили, садятся на места, а пять следующих учеников выходят к доске и проверяют правильность решения, исправляют ошибки цветными мелками, ставят оценки.

Применим к решению уравнений.

4.Решите уравнение:

а) х2-25=0 б) х3-3х2-4х+12=0
(х-5)(х+5)=0 3-3х2)-(4х-12)=0
х-5=0 х+5=0 х2(х-3)-4(х-3)=0
х=5 х=-5 (х-3)(х2-4)=0
(х-3)(х-2)(х+2)=0
х-3=0 х-2=0 х+2=0
х=3 х=2 х=-2

(произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю)

Кто решит в тетради, выходит и записывает решение на доске, на оценку.

 в) для всякого в решите уравнение

(в-5)(в+3) х = в2-25.

( Как вы понимаете задание? Что значит в всякое?)

х =((в-5)(в+5))/((в-5)(в+3))

х = (в+5)/(в+3)

в случае в= -3 уравнение решений не имеет, т.к. знаменатель обращается в ноль.

Применим к доказательству тождеств.

5. (а+1)3-(а+1)= а (а+1)(а+2)

(а+1)3-(а+1)=

(а+1)((а+1)2-1)=

(а+1)(а2+2а+1-1)=

(а+1)(а(а+2)=

а(а+1)(а+2)

а(а+1)(а+2)=а(а+1)(а+2

что и требовалось доказать

(Для наиболее подготовленных учащихся, дополнительно, и как заключительный пример показать решение на доске, можно без записи в тетради)

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.