Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика


Тема: Преобразование  графиков функций.

Цель: рассмотреть преобразования графиков функций, которые определяются коэффициентами в  формуле, задающей функцию.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление.
5. Первичный контроль.
6. Самопроверка.
7. Рефлексия.
8. Информация о домашнем задании.

Оборудование: компьютеры, ноутбук, проектор, экран.

Средства обучения: программа  ФИЗИКОН, диск «Открытая математика», система заданий для самостоятельной работы учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочих мест учеников к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель предлагает учащимся вспомнить названия, формулы, названия графиков основных элементарных функций, изученных в курсе алгебры и начал анализа. Для этого использует схемы графиков функций, изображённые на экране с помощью проектора.

III. Изучение нового материала

Учитель предлагает ученикам блок новой учебной информации, располагая записи на доске.

– Любую функцию в общем виде можно задать формулой f(x) = A f(ax в) + B, где х – переменная, А, а, В, в = const.
Например: f(x) = 4x2 – 4x + 5, f(x) = 4x2– 4x + 1 + 4, f(x) = (2x – 1)2 + 4.

– Назовите коэффициенты в получившейся формуле: А = 1 а = 2 в = 1 В = 4. Эти коэффициенты определяют перемещение графика функции f(x) = x2   по координатной плоскости. Убедится в этом можно в ходе выполнения лабораторной работы с помощью программы ФИЗИКОН.

IV. Закрепление

Учитель предлагает задание для лабораторной работы.

– На панели задач откройте вкладку Открытая математика. Пункт 1.4 Преобразование графиков. Параллельный перенос. Рисунок. Щёлкните левой клавишей. Задайте функцию формулой. У = sin(х). Нажмите клавишу Построить. Измените в формуле значение коэффициента В = 2. Что произошло с графиком? Измените значение В = –3. Что изменилось? Сделайте вывод. Верните формулу у = sin(x). Измените значение в = 2. Что произошло с графиком? Измените в = –3.Что изменилось? Сделайте вывод. Вернитесь к содержанию. Пункт 1.4. Преобразование графиков. Сжатие и растяжение. Рисунок. Щёлкните левой клавишей. Задайте функцию формулой у = sin(x). Построить. Измените значение А = 3. Что произошло с графиком? Измените значение А = 0,5. Что изменилось? Сделайте вывод. Вернитесь к формуле у = sin(x). Измените значение а = 3. Что произошло с графиком? Измените а = 0,5. Что изменилось? Сделайте вывод. Запишите полученные выводы в памятку.

V. Первичный контроль

Учитель даёт задание для самостоятельной работы: Выполните преобразования графика функции у = cos(x)

а) у = cos (x) + 3     б) у = cos (x–1,57)    в) у = 2cos (x)     г) у =cos (2x)

VI. Самопроверка

Учитель предлагает учащимся проверить правильность выполнения самостоятельной работы по готовому решению, которое подготовил консультант на ноутбуке и спроецировал на экран с помощью проектора.

VII. Рефлексия

Учитель предлагает ребятам ещё раз вернуться к выводам, полученным на уроке и повторить их в парах.

VIII. Информация о домашнем задании

Учитель предлагает учащимся выучить преобразования графиков функций по памятке и выполнить задания № 48, 50, и 56 из учебника.