Использование формы устного журнала при изучении темы "Лексика" на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет.

Л.Толстой.

Пояснительная записка

Речь ярко характеризует человека, она – зеркало его интеллекта. Муки поиска нужного слова известны каждому. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Поэтому объяснимо то большое внимание, которое отводится изучению лексики на уроках русского языка в педагогических колледжах.
В соответствии с требованиями Госстандарта и рабочими программами по русскому языку лексика изучается, с одной стороны, как раздел науки о языке, с другой – как совокупность всех слов языка. Для реализации первого пути изучения лексики программой определены теоретические сведения, подлежащие усвоению (слово и его лексическое значение; многозначные и однозначные слова; прямое и переносное значение слова; понятие о синонимах, антонимах, омонимах; общеупотребительные, профессиональные, диалектные, исконно русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, фразеологизмы); для реализации второго пути вычленены опорные лексико-стилистические умения и навыки целенаправленного выбора слов для построения высказываний всех типов и стилей речи (точное, выразительное, уместное употребление слов). Согласно программе лексика изучается на 1 курсе.

Тема: «Синонимы. Антонимы. Заимствованная лексика: старославянизмы, иноязычные слова»

Цели:

  • Знакомство с лексикой современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Дать теоретические сведения о старославянизмах, об их особенностях; сведения об иноязычных словах. Воспроизвести знания по теме «Синонимы. Антонимы».
  • Развитие навыков орфографически правильного письма, развитие связной устной и письменной речи.
  • Воспитание уважения к богатством русского языка.

Задачи:

  • Обобщить материал по теме «Синонимы. Антонимы».
  • Развитие творческих способностей студентов.

Оборудование: Страницы устного журнала: «Пестрое семейство», «Великое противостояние», «Легендарная быль славян», «Знакомые незнакомцы», карточки, таблица «Особенности старославянизмов», аудиозапись «Звон колоколов», атрибуты к сценкам, выставка книг (словари антонимов, синонимов, иностранных слов).

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: устный журнал.

Продолжительность: 90 минут.

План урока:

1. Организационное начало
2. Постановка целей урока
3. Объяснение материала
4. Выступление творческих групп
5. Обобщение материала
6. Итог урока

ХОД УРОКА

1. Организационное начало

2. Постановка целей урока

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по просторам русского языка. Узнаем много интересного о лексике русского языка, ее особенностях, о жителях этой страны. И в этом нам поможет журнал «Лексика». Пролистав его страницы, мы вспомним материал об антонимах, синонимах, познакомимся со старославянизмами, узнаем историю некоторых слов, пришедших в русский язык из других языков. Итак, в путь…

3. Объяснение материала

Первая страница «Пестрое семейство» посвящена синонимам – разнозвучащим, но равнозначным словам и выражениям, изобилие которых в русском языке является красноречивым показателем его силы и гибкости.

Синонимы: гостиная, салон.
Недоумением напрасно ты смущен:
Гостиная – одно, другое есть салон:
Гостиную найдешь в порядочном трактире,
Гостиную найдешь и ты в своей квартире,
Салоны ж созданы для избранных людей.

(П.Вяземский.)

Вопросы для беседы

  1. Почему данное стихотворение помещено на странице «Пестрое семейство»?
  2. Какие слова – синонимы представлены в тексте?
  3. Какое значение у слова гостиная и у слова салон?
  4. Что обозначают синонимы?

Далее учащиеся представляют исследовательский материал по синонимам.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же понятие, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, синонимы могут обозначать один и тот же предмет: дорога, путь; один и тот же признак предмета: заботливый, внимательный; одно и то же действие предмета: извинить, простить.
У многозначных слов в одном значении – одни синонимы, а в другом – другие, например: тихий голос – глухой, тихая езда – медленная, небыстрая, тихий человек – скромный.
Синонимы, которые отличаются друг от друга стилистической окраской, называются стилистическими. Примеры: болтать, говорить.
Контекстуальные синонимы – это слова, сближающиеся своим значением в условиях контекста, выражая общие понятия, например: он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Общее понятие – нездоровая рука.
Для закрепления теоретических сведений и для пополнения методической копилки студенты выполняют ряд игровых упражнений.

Игра «Аукцион»

Задание: назвать слово-синоним к данному слову.

Спор – диспут, дискуссия, полемика, словопрение, пререкания.
Передвигаться – бежать, лететь, ехать, скакать, двигаться.
Холодный – мерзлый, ледяной, студеный.

Игра «Кто хочет стать грамотным»

Задание: расположите синонимы в порядке возрастания, вставив пропущенные буквы.

Б…льшой
Г…ган…ский
Гр…мадный
Исп…линский
…громный

Выполнив упражнения, студенты определяют правила употребления синонимов в речи.

Учитель подтверждает реальное существование этих правил у известного лингвиста В.И.Кодухова.

Первое правило гласит: выбирай такое слово, которое точнее характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчеркивая в них нужную тебе сторону. Например, слово ОШИБКА означает «неправильный поступок или действие». Однако ошибки бывают разные – ошибка может быть незначительной (тогда лучше сказать – ПОГРЕШНОСТЬ), крайне досадной (тогда говорят – ЛЯПСУС), случайной (это – ОПЛОШНОСТЬ), неумышленной (ПРОМАХ).
Второе правило указывает: выбирай такое слово, которое больше всего подходит стилю твоей речи, твоего рассказа, твоего выступления.
Третье правило напоминает: слова не только называют предметы, события, но и оценивают их, выражая положительное или отрицательное отношение к ним. Отрицательным смыслом наполнены, например, слова КЛИКА И КРИТИКАН, шуткой и иронией – ВОЯКА, одобрением и восхищением – ОРЕЛ (о человеке отважном и смелом). Не забывай: слово может окрылить, но слово может и ранить.
Помни: слова – одежда твоих мыслей. Пусть же слова твои будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми и разумными. Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь.

В заключение студенты делают вывод: синонимы делают нашу речь точной, придают ей выразительность, позволяют избежать повторов.

Вторая страница «Великое противостояние» рассказывает о существовании в системе языка антонимов – слов разнозвучащих и противозначных, к которым мы прибегаем, чтобы выразить контрастные понятия, противопоставить одно явление другому, рельефнее подчеркнуть антагонистическую непримиримость изображаемого.

Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень ...

(А.С.Пушкин.)

Вопросы для беседы:

  1. Почему слова А. С. Пушкина помещены на странице «Великое противостояние»?
  2. Найдите антонимы в тексте. Что они обозначают?
  3. Приведите свои примеры антонимов.

Затем студенты выступают со своими творческими отчетами.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы называют противоположные качества или свойства: твердый – мягкий, умный – глупый; пространственные и временные отношения: вверх – вниз, рано – поздно.
У многозначных слов в одном значении одни антонимы, а в другом – другие. Например: тихий голос – громкий голос, тихая езда – быстрая езда.
В литературоведении антонимы используются в заглавиях произведений у многих авторов. «Война и мир» Л.Н.Толстого, « Толстый и тонкий» А.П.Чехова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева.
В произведениях используется стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств, которая называется антитезой.
Пример антитезы – в начале страницы.
Для развития умений использовать антонимы в своей речи предлагается выполнить следующие упражнения.

Игра «Бумеранг»

Задание: сочетание, пущенное к вам, должно вернуться антонимом.

Близкий берег – далекий берег
Близкий человек – далекий человек
Веселая комедия – скучная комедия
Веселое настроение – грустное настроение
Глубокий колодец – мелкий колодец
Глубокие знания – поверхностные знания
Мелкая рыба – крупная рыба
Мелкая река – глубокая река

Игра «Кто быстрее»

Задание: подобрав к словам антонимы, у вас получится слово.

Грязный – чистый
Искусственный – естественный
Трусливый – смелый
Мягкий – твердый
Грубый – нежный
Замкнутый – общительный
Слабый – сильный
Светлый – темный
+ ь

Ответ: честность

Далее студенты делают вывод: какова функция антонимов в нашей речи .
Антонимы делают нашу речь выразительной, позволяют использовать прием противопоставления.

Следующие страницы посвящены заимствованной лексике. Учащиеся знакомятся со старославянизмами, иноязычными словами.

Третья страница «Легендарная быль славян» открывается с чтения стихотворения С.Крыжановского (включается аудиозапись со звоном колоколов).

Отчего, обжигая горло,
Разбираю часами подряд
Сочетания «оло» и «оро» –
Вран и ворон, молод и млад?
Человек некий имел два сына …
Я прислушиваюсь к словам.
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян…
Сто-ро-на
Го-ло-са
До-ро-га
Я усвоил твердо азы:
С давних лет к открытости слога
Тяготел славянский язык.

Далее студенты отчитываются о проделанной исследовательской работе по старославянизмам, используя таблицу «Особенности старославянизмов».

Значительное место в лексике русского языка занимают старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка. Старославянский язык получил широкое распространение в древней Руси, так как был в значительной степени понятен русским людям и усвоение его не представляло больших трудностей. Он способствовал обогащению словарного состава русского языка. Вошли в русский язык слова с неполногласными сочетаниями: сладкий (русский – солод), враг (рус. – ворог); слова с чередованием д с дж или т с щ: ведать – невежда (рус. – невежа), возвратить – возвращу (рус. – воротить – ворочу). Из старославянского языка вошли некоторые приставки и суффиксы: пре-, чрез-, из-, низ-, (превосходный, чрезвычайный, низвергать, изгнать), -ущ, -ющ, -ащ, -ящ, (поющий, лежащий, кипящий ), -тель, -ствие, -тай (учитель, бедствие, глашатай).
Судьба старославянизмов в русском языке различна. Многие из них полностью соответствуют русским и поэтому воспринимаются как обычные слова : время, жажда, облако, храбрый.

Далее определяем русское соответствие старославянизмов.

Глава – голова
Рамена – плечи
Голени – колени
Персты – пальцы
Очи – глаза
Уста – губы

Чтобы студенты запомнили и усвоили старославянизмы, предлагаем игру «Назови и покажи» (показывают часть тела, называя ее старославянизмом).
В конце данной страницы студенты делают вывод о том, что старославянизмы используются в речи для создания торжественной, высокой речи.

Четвертая страница «Знакомые незнакомцы» знакомит студентов с появлением в русском языке иностранных слов.

Но панталоны, фрак, жилет –
Всех этих слов на русском нет.

(А.С.Пушкин)

Русский народ в процессе исторического развития вступал в самые разносторонние связи с народом Запада и Востока. В результате этих связей словарный состав русского языка пополнялся словами из других языков. Но заимствуя иноязычные слова, русский язык сохранял свою основную лексику.

4. Выступление творческих групп

С целью развития устной речи студентов и творческих способностей предлагается задание: составить рассказы – миниатюры и инсценировать их с использованием лексики, пришедшей из английского языка (финиш, спорт, спортсмен, футбол, баскетбол, волейбол, бокс, хоккей), испанского языка (гитара, серенада, ваниль, томат, лимон, банан), французского языка (костюм, капот, жакет, жилет, пальто, блуза, фрак, вуаль).

5. Обобщение материала

6. Итог урока

Урок заканчивается чтением стихотворения балкарского поэта М.Геттуева:

Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык, – не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.

Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим приветом.

Русское слово я пил неотрывно,
Как родниковую звонкую воду;
Сколько бы влаги живой ни вбирал я –
Жажда сильнее была год от году.

Русский язык! В нем, как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений;
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений!

Литература:

  1. Вартаньян Э.А. «Путешествие в слово». М., 1975.
  2. Горбачевич К.С. «Русский язык» . М.,1984.
  3. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку.
  4. Земский А.М. Русский язык. 1 часть.1991 г.
  5. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М.; 1971.
  6. Мавлетов В.С. Русский язык: Лексика, стилистика, фразеология. Уфа, 2002.
  7. Словари: Александрова З.Е. Словарь синонимов. М.,1968.
  8. Лекин И.В. Словарь иноязычных слов.
  9. Львов М.Р. Словарь антонимов.