Создание монолога-описания. Смысловая тема "Умею ли я подмечать неожиданные сходства?" Урок русского языка в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Смысловая тема: “Умею ли я подмечать неожиданные сходства?”

Цели:

  • Умение называть основную мысль в зачине, разворачивать ее в основной части и
    подводить итог к сказанному заключению.
  • Повторить согласование прилагательных с существительными, правильно писать
    окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова.
  • Воспитание внимательного отношения к слову.
    Оборудование: справочный материал, таблицы, карточки с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение. Структура текста-описания (прослушивание ответов учащихся)

III. Работа по теме: текст Л.Кассиль „Неожиданные сходства" (108 слов).

Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.

Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда — крохотные фарфоровые ролики на зеленом лилипутьем столбике.

- Будто табунок молоденьких зебр пасется! - показывал он на рощицу молодых белоногих березок.

Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

Внимательный глаз Коли, распознавал теперь многое, что ускользало раньше.

Задания:

1 группа. — Прочитайте выразительно текст и подготовьте его пересказ.

- определите тему и основную мысль текста;

- определите тип речи и стиль текста (аргументируйте свой ответ);

2 группа. - Выделите микротемы (составьте речевую таблицу)

- что составляет основу текста: художественное описание предмета или действие мальчика?

3 группа. - Выпишите из текста словосочетания „прилагательное + существительное";
выделите окончания, обозначьте их (таблица)

  • Ответы учащихся 1 группы (Многое открылось Коле в это погожее лето)
  • Ответы учащихся 2 группы

Вывод: Научились разворачивать микротемы через предикативные единицы. Основу текста составляет художественное описание предмета.

3 группа. - Заполнить таблицу

падежи Женский род Мужской род Средний род
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
Им.п.            
Род.п.            
Дат.п            
Вин.п.,            
Тв.п            
Пр.п.            

(Погожее лето, сокровенные законы, кленового листа, крохотные фарфоровые ролики и др.)

Вывод: основная функция прилагательного в словосочетании - быть зависимым словом при существительном, что они согласуются в роде, числе и падеже.

Обращаем внимание на то, что в окончаниях прилагательных -ОГО, -ЕГО на месте Г всегда произносится [В].

IV. Творческая работа учащихся.

Проверьте свое воображение, свою наблюдательность. Создайте художественные зарисовки предмета. Покажите свое умение “подмечать неожиданные сходства” (показываю рисунок цветка).

Сочинение Тимофеевой Тускулааны „Одинокий цветок"

Осенью в лесу стояла тихая погода. Мы с подругами решили пойти в лес собирать грибы.

В поисках грибов я вышла на небольшую поляну и там, около кустарников, увидела лесной цветок. Я очень удивилась и обрадовалась.

Цветок рос среди травы и кустарников. Стебель у него был тонкий, хрупкий, цвет бледно-зеленоватый не отличался от травы. Желтоватые листья стебля шевелились от легкого ветра.

Когда я посмотрела на цветок, то к удивлению увидела, что лепестки его были еще яркие, прозрачные, синеватого цвета. Сам цветок был похож на колокольчик.

На улице уже осень, все кругом пожелтело, а этот цветок так долго не хотел умирать. У него была сильная сердцевина, которая изо всех сил питала влагу от земли.

Цветок был очаровательный. Я не смогла его сорвать, хотя очень хотелось. Подумала, может еще кого-нибудь он удивит и порадует.

Вывод: закрепили наши знания и умения по структурному анализу текста-описания, научились “подмечать неожиданные сходства”.

V. Домашнее задание: написать мини-сочинение на теме “Зимой в лесу”.