Площади многоугольников

Разделы: Математика


Задачи урока:

  • образовательные – научить учащихся применять формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции ; выработать навыки точного счета при решении практических задач;
  • развивающая – развитие логического мышления учащихся;
  • воспитательная – выработать целеустремленность, организованность, положительное отношение к труду.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма проведения урока: деловая игра.

Место урока в учебном плане: вводный урок по теме: “Площади параллелограмма, треугольника и трапеции”.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемного изложения.

Оборудование:

  • модели треугольника, параллелограмма, трапеции;
  • ножницы;
  • задачи на готовых чертежах.

План урока.

I. Рассказ учителя о профессии строителя – 3 мин.

II. Постановка задачи – 2 мин.

III. Практическая работа по бригадам – 8 мин.

IV. Проверка готовности бригад – 5 мин.

V. Вычисление количества плиток – 20 мин.

VI. Подведение итогов игры – 5 мин.

VII. Сообщение домашнего задания – 2 мин

Ход урока

I. Рассказ учителя о профессии строителя.

Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на кругопильных – раскрой пиломатериалов, на долбежных и шипорезных – выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.

Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т.д. выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умение читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.

II. Постановка задачи.

Учитель объявляет, что сегодня все ученики будут выступать в роли строителя.

Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75? 8м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рисунке.

 

Правила игры. Учащиеся разбиваются на три бригады. Побеждает в игре та бригада, которая выполнит правильный расчет. Для этого надо знать формулы для вычисления площадей вышеуказанных фигур.

III. Практическая работа.

Задание 1.

Разрежьте параллелограмм так, чтобы из получившихся частей можно было сложить прямоугольник. Найдите площадь прямоугольника и сравните ее с площадью параллелограмма.

Задание 2.

Достройте треугольник до параллелограмма.

С помощью рисунка найдите площадь треугольника и запишите эту формулу.

Задание 3.

Запишите формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника.

Задание 4.

С помощью рисунка найдите площадь трапеции и запишите эту формулу.

IV. Проверка готовности бригад.

Задание 1. В течение 1 минуты дайте ответ на поставленный в четверостишии вопрос:

Трапеции, приятнейшей из дам,
В любви признался параллелограмм.
А та, на общий угол намекая
“А площадь, - говорит, - у вас какая?”

Задание 2. За две минуты найдите среди предложенных фигур имеющие одинаковую площадь.

V. Вычисление количества плиток.

Каждая бригада приступает к практическим вычислениям. Паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в данном ряду всего два. Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине укладывается по 2 треугольника и по 8 параллелограммов и трапеций.

VI. Подведение результатов игры.

Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд,
К прогрессу в жизни приведут!

VII.Сообщение домашнего задания.

Учебник: стр.129 вопросы 4, 5, 7.