Семинар-практикум по теме "Нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР"

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомление учителей начальных классов с артикуляторно - акустической и акустической видами дисграфий.

Задачи:

  1. Выявить в какой степени учителя начальных классов владеют знаниями по видам нарушений письма.
  2. Дать основные представления о дисграфии и специфических ошибках письма школьников.
  3. Вооружить материалом по выявлению учащихся с нарушениями письменной речи.
  4. Познакомить с основными приемами коррекционной работы по устранению артикуляторно - акустической и акустической дисграфий.

Содержание семинара-практикума

1. Организационный момент

2. Практическая работа

Слайд 1. (Приложение 1)

Нарушения письменной речи.

Раздается диктант (Приложение 2)

- Проверьте диктант. Разделите ошибки на 2 группы.

Слайд 2.

Ошибки.

Работа в группах.

Орфографические:

  • безударные гласные;
  • парные согласные;
  • непроизносимые согласные;
  • имена собственные

Логопедические:

  • замены и смешения (сильная позиция);
  • пропуски букв, слогов;
  • зеркальность;
  • неправильное обозначение мягкости на письме

3. Постановка цели

Слайд 3.

- А теперь сформулируйте вопрос, на который мы должны ответить в ходе нашей сегодняшней встречи.

Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Выходы:

  • натаскивание
  • отправить к репетитору
  • проигнорировать
  • поиск и изучение специальной литературы
  • овладение логопедическими приемами

4. Актуализация ранее полученных знаний

Слайд 4.

- Что такое письмо? Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.

Письмо - это сложный навык и вид графо-моторной деятельности.

"Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма".

Л.С. Выготский

Слайд 5.

Механизм письма.

- Письменная речь формируется только в результате специального обучения, если устная речь достигает нормативных показателей.

(Работа в группах).

- Выложите последовательность операций письма.

Мотивация письма

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего он пишет: чтобы сохранить на время информацию. Мотивация у ребенка возникает после 5-6 лет. Научится писать тот, кто этого захочет.

Успех любой деятельности на 80% определяется мотивацией и только на 20% от наших знаний.

Профессор Мясищев

Замысел письма

А) внутренний.

Мысленно создается план письменного высказывания, определяется общая последовательность мыслей. Каждое предложение, которое необходимо записать, делится на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. (написать письмо, запись предложения по опорным словам)

Б) внешний.

Диктант, списывание с доски, книги

Звуковой анализ

Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения письмом важно проговорить каждое слово. Проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее) помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. (В процессе письма закусить кончик языка?)

Выделение фонем

Фонема - звук.

Перевод фонемы в графему

Следующая операция – выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своим начертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать и читать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Анализ и сравнение буквы сложная задача для первоклассника.

Моторный акт письма.

Затем ребенок должен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

В начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения (“откуда начинать, куда вести, где закончить”). Каждый элемент на этом этапе выписывается отдельно, даже если в школе требуют писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Ребенок постоянно контролирует то, что делает, и думает, что и как нужно делать дальше. На осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.

Слайд 6.

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности различных анализаторов:

Речедвигательного – помогает осуществлять проговаривание

Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука

Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти

Зрительного – участвует в подборе нужных букв

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

Слайд 7.

Дисграфия.

- Частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.

Слайд 8.

- Что следует понимать под дисграфическими ошибками:

1. Стойкие – без специальной коррекционной помощи не исчезают

2. Сохраняются в течение многих месяцев

3. Повторяются - встречаются в разных видах работ (списывание, самостоятельной письмо, диктант)

4. Обусловлены несформированностью высших психических процессов

Слайд 9-11.

Классификация дисграфии.

Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Акустическая дисграфия.

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Аграмматическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамма- тического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Дизорфография.

В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует “чутье” на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, “правила знает, а применить не может”.

5. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Слайд 12.

Артикуляторно-акустическая дисграфия.

  • Первично – нарушение звукопроизношения
  • Вторично – нарушение фонематического слуха

Как говорю, так и пишу.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме.

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

В ряде случает ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причиной этого является несформированность кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Следует отметить, что нарушения звукопроизношения не всегда отражаются на письме, особенно в тех случаях, когда слуховая дифференциация звуков хорошо сформирована, а замены звуков в устной речи обусловлены недостаточностью артикуляторной моторики.

Слайд 13-17.

Виды ошибок.

  • Отсутствие (л- отс.)
  • Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и др.)
  • Смешения (с-ш, рь-л, б-п и т.д.)

Слайд 18-23.

Рекомендации.

  • Постановка звука (правильная артикуляция звука) (Слайд 23)
  • Развитие движений губ, языка, щек (Слайд 19, 20)
  • Контроль за правильным произношением звуков.
  • Закрепление произношения звуков в словах, стихах, связной речи (Слайд 21)
  • Скороговорки, чистоговорки (Слайд 22)
  • Дифференциация звуков (при акустической) (см. дальше)

6. Акустическая дисграфия

Слайд 24.

Акустическая дисграфия.

Первично - нарушение фонематического слуха (Фонематический слух – способность к распознаванию звуков речи)

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии – это акустическая дисграфия. Этот вид дисграфии в своей основе имеет чаще нарушение слуховой дифференциации звуков речи (фонематического слуха). При акустической дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука.

Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал.

Диагностика: Повторение слоговых цепочек, отбор картинок на звук “с”, слова- паронимы

Дети допускают много ошибок при повторении серий слогов с оппозиционными согласными (па-ба-па, да-да-та, за-са-са и т.п.). Вместо требуемой последовательности воспроизводится серия одинаковых слогов (“па-па-па” или “”ба-ба-ба”) или нарушается их временная очередность (“па-па-ба, “та-да-да”).

Слайд 25-28.

Виды ошибок.

Дисграфия на основе фонемного распознавания проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки:

  • звонкие и глухие согласные (д-т, б-п, з-с, ж-ш, г-к, в-ф);
  • соноры (л, м, н, р, й);
  • свистящие и шипящие звуки (с-ш, з-ж, сь-щ);
  • аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, ч-ц, ч-ш, ц-тс).

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных звуков (“палто”, “лубит”).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о-у: туча – “точа”, и-е: зебра – “зибра”).

Слайд 29-33.

Рекомендации.

  • Правильная артикуляция смешиваемых звуков (Слайд 30)
  • Опорные схемы, знаки, цвета и символы (Слайд 31-33)
  • Опора на разные анализаторы
  • Дифференциация смешиваемых звуков (Слайд 34-39)

Слайд 34-39.

Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

  • Изолированно (Слайд 35)
  • На уровне слога (Слайд 36)
  • На уровне слов и словосочетаний (Слайд 37)
  • На уровне предложений и текстов (Слайд 38, 39)

Этап дифференциации смешиваемых звуков.

7. Итог

Слайд 43.

Работа в группах.

- Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя - заметить самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех. Давайте подумаем, с помощью каких слов мы можем это сделать. (Подарок – “Сто слов”).

Каким ты дом построишь,
Таким ему и быть.
Как сам себя настроишь,
Так сам и будешь жить.

Куда стрелу направишь,
Туда и полетит.
Что четко ты представишь,
Тем жизнь и наградит.

Всего лишь только надо -
Судьбу не обвинять,
Уметь работать в радость,
Надеяться и ждать.

8. Рефлексия

Слайд 44.

Анкета (Приложение 3)