Урок истории на тему "Воинская слава России, XVII–XVIII вв.", 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Тема урока: «Воинская слава России, XVII–XVIII века».

Цель урока: познакомиться с внешней политикой Российской империи в XVII–XVII, веках, развитием регулярной армии России, ее традиций.
Задачи урока:

  • Продолжить работу над понятиями: «Отчизна», «патриотизм», «рекруты», «традиции».
  • Научить использовать презентацию во время изучения нового материала.
  • Развивать интерес к изучению отечественной истории, желание осмысленно и глубоко изучать ее.
  • Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: Родина-Мать, родное Отечество, Защитники Отечества. Создать благожелательное отношение к службе в армии.

Оформление к уроку:

  • Плакат:

    Но слова всем словам в языке у нас есть:
    Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

  • «Ордена России» – иллюстрации орденов;
  • Портреты полководцев: П.А.Румянцева, А.Г.Орлова, Г.А.Потемкина, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова;
  • Плакат: «Иерархия восьми российских орденов»:

1. Святого Андрея Первозванного (с бриллиантами и без),
2. Святой великомученицы Екатерины, или Освобождения – большего и меньшего креста,
3. Святого равноапостольного князя Владимира 1-й степени,
4. Святого Александра Невского (с бриллиантами и без),
5. Белого орла,
6. Владимира 2-й степени,
7. Святой Анны 1-й степени (с короной и без),
8. Святого Станислава 1-й степени,
9. Владимира 3-й степени,
10. Владимира 4-1 степени,
11. Анны 2-й степени,
12. Станислава 2-й степени,
13. Анны 3-1 степени,
14. Станислава 3-й степени,
15. Анны 4-1 степени.

ЦОР:

«Энциклопедия истории России»:

  • Петр I:
    • События: Взятие Азова
    • Анимация: Северная война
    • события: Полтавская битва, видео.
  • Екатерина II:
    • анимация: I Русско-турецкая война
    • Чесменская битва
    • II Русско-турецкая война
    • Штурм Очакова.
  • Cовременники:
    • Румянцев П.А.
    • Орлов А.Г.
    • Потемкин Г.А.
  • Павел I,   современники,  Суворов А.В., видео
  • Швейцарско-итальянский поход, видео:
    • Переход Суворова через Альпы
    • Переход через Чертов мост
    • Суворов А.В.
    • Ушаков Ф.Ф.

«История Отечества: «XVIII век, Развитие абсолютизма»:

  • Внешняя политика России в 1725 году
  • Борьба России за побережье Балтийского и Черного морей.
  • Презентации в POWER POINT:
    • о Ф.Ф.Ушакове
    • о Г.Потемкине

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: интерактивная доска, мультимедийный компьютер, проектор.

Подготовка к  уроку.

Десятиклассники делятся на группы, каждая получает определенное задание. Учитель истории создает группы учащихся, которые работают в Интернете, собирают материал по теме урока. Преподаватель ОБЖ с учащимися работает  с письменными источниками: энциклопедиями, военно-исторической литературой по сбору материалов о военных орденах данного периода. Подготовительную работу рекомендуется начинать за 2-3 недели до проведения урока. Периодически учащиеся приглашаются на консультации для промежуточного контроля. Учитель помогает отобрать нужный материал – основу урока. После поисково-исследовательской работы группы учащихся создают свои презентации.

ХОД УРОКА

Звучит песня о России.

Учитель истории: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим необычный урок. Его для вас проводят два ваших учителя, учитель истории и учитель ОБЖ. Мы на своих уроках учим вас любить нашу Родину, гордиться ее многовековой историей. Каждый из нас по-своему, разными средствами и методами рассказывает вам о военном искусстве российских воинов, о великих победах нашего народа. Сегодня мы решили провести наш совместный интегрированный урок по теме: «Воинская слава России, XVII–XVIII века.
В ходе урока мы вместе с вами перелистаем некоторые страницы истории Российского государства. Проведем наш урок в форме устного журнала. А составлять его содержание мы будем все вместе. Мы – учителя, будем вашими консультантами по этим вопросам. Сегодня изучать историю невозможно без применения информационных технологий. Цифровые образовательные ресурсы по истории позволяют нам лучше увидеть и услышать события вековой давности.

  • 1 страница: «Петровская эпоха».
  • 2 страница: «Российские ордена».
  • 3 страница: «Российские полководцы и флотоводцы».

    1 страница: «Петровская эпоха»

Учитель истории:

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной страны…

– Итак, 1 страница нашего устного журнала называется: «Петровская эпоха» и это не случайно. Разве можно говорить о воинской славе, не вспомнив человека, который создал регулярную армию в нашей стране.
Предлагаю вам посмотреть отрывки по истории эпохи Петра I.

ЦОР: «Энциклопедия истории России», Петр I:
События: Взятие Азова,
Анимация: Северная война  (6 минут)

Беседа с учащимися:

1. Почему Сенат присвоил Петру I почетное имя «Отец Отечества»?
2. Каким должен быть хороший отец для своих детей?
3. Почему Петр I придавал большое значение созданию регулярной армии?
4. Какую армию хотел видеть Петр I?
5. Как назывались два потешных полка Петра I?

Учитель истории:

Первым регулярным полком русской армии был Преображенский полк, сначала потешный, а потом лейб-гвардейский. Первой его ротой была бомбардирская рота, а первым записавшимся туда солдатом оказался один из придворных конюхов – Сергей Леонтьевич Бухвостов (1659-1728 гг.). В историю России он и вошел как первый русский солдат. 31 марта 1686 года Бухвостов был назначен в потешные пушкари. В 1698 году он стал капралом, еще через два года – сержантом, а в 1706 году получил первый офицерский чин подпоручика. Службу закончил в 1713 году, будучи ранен при взятии города Штеттина, в Померании, за что был произведен в майоры артиллерии. Петр I очень любил Бухвостова.

Вопросы учащимся:

1. Легко ли было на ваш взгляд солдатам петровской эпохи служить в армии пожизненно?
2. Какими навыками и умениями на ваш взгляд должен был  обладать настоящий солдат в эпоху Петра-1?
3. А готовы ли на ваш взгляд большинство сегодняшних молодых людей пойти служить в армию?
4. Достаточное ли количество своего времени современные молодые люди тратят на физическую подготовку?

Преподаватель ОБЖ: Обобщает ответы учащихся.

Учитель истории: Вернемся в XVIII век.
Первым генералиссимусом был русский полководец второй половины XVII века Алексей Семенович Шеин (1662 – 1700 гг.). Он был удостоен звания
Генералиссимуса 28 июня 1696 года, когда участвовал во втором Азовском походе и осаждал Азов, командуя сухопутными силами русских войск. В сентябре 1696 года Шеин получил и первую самую большую награду в войске – золотой весом и достоинством в 13 золотых червонцев. А когда 30 сентября 1696 года победители входили в Москву, то в раззолоченных каретах ехали впереди войска два командующих – генералиссимус А. С. Шеин и адмирал Франц Лефорт, а за ними шел в пешем строю капитан Петр Алексеев – царь Петр I.

Вопросы учащимся:

1) Как вы считаете, эта простота и скромность Петра I не умаляли ли они его авторитета среди солдат и офицеров?
2) Всегда ли это характерно для сегодняшних офицеров-командиров в современной армии?
3) Какого бы командира вы хотели пожелать себе в армии?

ЦОР: «Энциклопедия истории России», Петр I: события: Полтавская битва, видео.

Проблемное задание учащимся:

Прослушайте текст документа «Обращение Петра I к русским воинам перед началом Полтавской битвы» и ответьте на вопросы:

1. Какие чувства вызывает у вас этот документ?
2. Для чего на ваш взгляд Петр I обратился перед Полтавской битвой к своим солдатам?

Перед началом Полтавского сражения Петр I обратился солдатам и офицерам: «Воины! Вот и пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за свой род, за Отечество, за православную нашу церковь. Не должны вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которую ложь вы сами победами своими над ним неоднократно доказали»…

Задание учащимся:

– Назвали бы вы Петра I полководцем?

Письменные ответы на вопросы карточки (2 варианта)  см. в Приложении.

Учитель истории: Переходим ко второй странице нашего устного журнала.

2 страница: «Российские ордена»

Звучит военный марш.

1 группа учащихся, подготовленные преподавателем ОБЖ и учителем истории:

Ученик:  Около 1698 года Петр I решил утвердить первый орден – Андрея Первозванного. Петр I сам нарисовал будущий орденский знак, крепившийся на конце золотой цепи, и звезду, обильно усыпанные бриллиантами, и принял участие в составлении устава. В уставе говорилось, что орден учрежден «в воздаянии и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям, ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».
Первым кавалером ордена 10 марта 1699 года стал генерал-адмирал – Федор Алексеевич Головин. Он же стал и главой капитула ордена Андрея Первозванного, и все последующие кавалеры получали орден из его рук. Головин руководил внешней политикой России, а в 1700 году стал первым российским генерал-фельдмаршалом.

Ученик: Вторым кавалером ордена стал гетман Левобережной Украины – Иван Степанович Мазепа, получивший его за тринадцатилетние успехи над крымцами. Однако в 1706 году он перешел на сторону шведского короля Карла XII и он был лишен ордена. Сам Петр I стал шестым кавалером ордена Андрея Первозванного за захват двух шведских кораблей в устье реки Невы. Вместе с Петром I этот орден получили Александр Меньщиков и граф Гавриил Иванович Головкин, родственник Петра I по материнской линии и его соратник.  Всего при Петре I кавалерами ордена Андрея Первозванного стали 38 персон, 12 из них были иностранцами. Внешний облик ордена менялся, неизменными оставались голубая лента и девиз: «За веру и верность».

Ученик:  С 1855 года к знаку ордена, если им награждались за военные заслуги, прибавилось изображение двух скрещенных золотых мечей.
Преемница Петра I Екатерина I наградила этим орденом 18 человек, Петр II – 5 человек, Елизавета Петровна – и Екатерина наградили 100 человек. Павел I 5 апреля 1797 года утвердил «Установление об орденах». Кавалеры всех российских орденов отныне объединялись в один Российский кавалерский орден. Кавалеры ордена Андрея Первозванного, как награды, стоявшей в иерархии орденов выше прочих, сразу же становились и кавалерами всех остальных орденов, кроме военных и ордена святой Екатерины.

Ученик: Вслед за учреждением ордена Андрея Первозванного Петр учредил офицерские нагрудные знаки и медали. Одними из первых наградных медалей стали медали, выбитые в честь побед в Северной войне. Это были медали в честь побед: под Нотебургом (Орешком) – 1702 год, под Калишем в 1706 году, под Лесной в 1708 году, под Полтавой в 1709 году, в морском сражении под Гангутом в 1714 году, у острова Гренгам в 1720 году. Кроме медалей, Петр I учредил нагрудные офицерские знаки отличия, на которых выбивалась памятная дата события, в честь которого учреждался знак. Первым таким знаком был знак для офицеров гвардейских полков – Преображенского и Семеновского в честь победы под Нарвой в 1700 году.

Учащийся: Вторым по времени появления российским орденом стал орден святой Екатерины, первоначально носивший название орден Освобождения, так как был учрежден в связи с освобождением русской армии из окружения во время Прутского похода против турок в 1711 году и в честь заслуг Екатерины Алексеевны – будущей императрицы Екатерины I, сопровождавшей в этом походе царя Петра I. В это время 40-тысячная армия Петра I была окружена почти 200-тысячной армией турок и союзных с им крымских татар.
Многие в этой обстановке потеряли присутствие духа, и даже сам Петр I нервничал, как никогда ранее. Екатерина I же хранила полное спокойствие и вселяла уверенность в благополучном исходе. На переговоры с турками был отправлен опытный дипломат Петр Павлович Шафиров. С ним для подкупа визиря и пашей Петр I послал армейскую казну, а Екатерина I отдала все свои драгоценности.
24 ноября 1714 года Петр I возложил первый орденский знак святой Екатерины на свою жену Екатерину Алексеевн. Этот знак представлял овальный медальон в алмазной оправе. В центре медальона было помещено изображение святой Екатерины, державшей крест. Девизом ордена, который следовало носить на белой лент или белом банте, были слова: «За любовь и отечество» Впоследствии лента была заменена  и стала красной с серебряной каймой.
Орденом святой Екатерины, по его статусу, могли награждаться все принцессы и, кроме них 12 русских дам из ближайшего окружения императрицы, а также 94 другие дамы, включая и иноземок.

Учащийся: Третьим орденом России стал орден Александра Невского. Этот орден задумывался Петром I как награда за заслуги на поле боя и в «награждение подвигов». Его девизом стали слова: «За труды и Отечество». В 1724 году из Владимира в Петербург были торжественно перенесены мощи святого Александра Невского и помещены в монастыре его имени. Этот эпизод, по-видимому, и натолкнул Петра I на мысль об учреждении нового ордена. Петр I разработал статус ордена, согласился с проектом орденского знака (крест, покрытый рубинами, с золотыми орлами между лучами креста, а в центре изображение Александра Невского в шлеме, красном плаще, с копьем в руках, верхом на белом коне). Петр I умер в 1725 году, не успев наградить этим орденом ни одного из своих приближенных.

Преподаватель ОБЖ вместе с учащимися подробно останавливаются на характеристике российских орденов. Показывают их изображения, рассказывают о людях, награжденных ими.

3 страница: «Российские полководцы и флотоводцы».

Учитель истории: работа с выставкой книг. Учитель показывает и комментирует представленные на выставке книги.
Учащиеся работают с ЦОР:

ЦОР: «История Отечества: «XVIII век, Развитие абсолютизма»:

  • Внешняя политика России в 1725 году
  •  Борьба России за побережье Балтийского и Черного морей.
  • Екатерина II:
    • анимация: I русско-турецкая война
    • Чесменская битва
    •  2 русско-турецкая война
    • Штурм Очакова.

ЦОР: «Энциклопедия истории России», Екатерина II, современники:

    • Румянцев П. А.
    • Орлов А. Г.
    • Потемкин Г. А.

Задание учащимся:

– Расскажите, что вы узнали на уроках истории и ОБЖ о судьбе этих великих полководцев?

Презентации в POWER POINT:

  • Румянцев П. А.
  • Орлов А. Г.
  • Потемкин Г. А.

Преподаватель ОБЖ: Павел I, современники, Суворов А. В.:

  • Видео
  • Швейцарско-итальянский поход, видео:
  • Переход Суворова через Альпы
  • Переход через Чертов мост
  • Суворов А. В.
  • Ушаков Ф. Ф.

Задание учащимся:

– Расскажите, что вы узнали на уроках истории и ОБЖ о судьбе этих великих полководца и флотоводца?

Презентации в POWER POINT:

  • Ушакове Ф. Ф.
  •  Потемкине Г.

Беседа с учащимися:

1. Как вы относитесь к орденам своих предков?
2. Можно ли сегодня торговать орденами и медалями?
3. Можно ли это назвать «бизнесом»?
4. Гордитесь ли вы военной историей нашей страны?

Учитель истории:

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом,
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

Рефлексия учащихся

– Вопросы для оценки традиционные: что хотели показать, что  получилось,  что можно было сделать по-другому?

Домашнее задание: Работа в Интернете. Найти сведения о русских полководцах этого периода, создать презентации по группам.