Развитие познавательных способностей учащихся через реализацию принципов проблемного обучения на уроках русского языка в средней школе

Разделы: Русский язык


Перед многими практикующими учителями встаёт вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую модель обучения, выявить влияние учебного материала, формы и последовательности его предъявления на развитие познавательных способностей школьников.

Обоснованное, творческое использование системы заданий по развитию познавательных способностей школьников и создание определённых условий в преподавании различных предметов повышает эффективность работы учителей и процесс усваиваемости знаний учениками. К сожалению, современная теория общения пока ещё не располагает достаточными средствами для того, чтобы с необходимой точностью и надёжностью учесть и сделать уровень развития познавательных способностей школьников. Но психологами установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития памяти, внимания, наблюдательности, воображения и, кроме того, способности ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу, то есть владение теми мыслительными процессами, которые отличают творчески активную личность. Стоит отметить и ещё один важный показатель уровня развития познавательных способностей учеников – это темп решения учебных задач, определяющий индивидуальный стиль познавательной деятельности учащихся.

Опираясь на психолого-педагогические источники и на опыт работы можно предположить, что в ходе применения системы развивающих задач, направленной на развитие познавательных способностей школьников, будет осуществляться и формирование так называемых “запредельных” новообразований, не запрограммированных процессом приобретения знаний и умений, но успешно развиваемых при соответствующей работе учителя.

Итак, ориентация школьного общения на формирование в большей мере эмпирического, репродуктивного мышления приводит к тому, что многие школьники не в состоянии использовать свои знания в нестандартной обстановке. А любой современный человек знает, что популярный тезис нашего времени звучит так: “Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого”. Отсюда следует, что среди задач школьного обучения и воспитания необходимо выделить развитие познавательных способностей учащихся. Особенностями этих способностей являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуаций, стремление к разносторонней осведомленности, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни, готовность к непрерывной профессиональной подготовке и переподготовке, умение принять решение и отвечать за него.

Есть ли возможности у общеобразовательной школы решать подобные задачи? Современные дети любознательны и активны, раскованны и хорошо информированы. Но получение и переработка информации в большинстве своем носит опосредованный бессистемный характер (имея в виду СМИ, Интернет ресурсы и т. п.). Следовательно, необходима система заданий по развитию познавательных способностей школьников, которая поможет раскрыться и развиться этим способностям. Такую систему желательно использовать на различных предметах школьного курса.

Рассматривая вопрос развития познавательных способностей учащихся, необходимо остановиться на проблемном общении. Проблема – это всегда знание о незнании, то есть осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов: - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельностью; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает рассмотреть явление с различных позиций; - побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты; - ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление психической инерции и другие.

Можно выделить наиболее характерные для педагогической практике типы проблемных ситуаций (с примерами заданий по русскому языку)

1) Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

Задание. Тема: “Чередующиеся гласные в корне слова”.

В предложенном тексте вставить пропущенные буквы и объяснить правописание (пропущены буквы в словах с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова). В этот же текст включить несколько слов с чередующимися гласными в корне слова, которые дети еще не изучали. Встретившись с такими словами, учащиеся окажутся перед проблемой: ни к проверяемым, ни к непроверяемым они не относятся. (Например, слово “выск…чит”. Однокоренные слова “скАчки” и “подскОк”. Следовательно, гласная в корне не проверяется ударением и к разряду словарных слов данное слово не относится. Еще пример: слово “з…рница”, однокоренные слова “зОри”, “зАрево”; “покл…ниться” - “поклОн”, “клАниться”; пол…жить” - “налАживать”, “налОг”; тв…рить” - “твАрь”, “твОрчество” и др.).

Выполняя задание, ребята легко справляются с основной частью слов. Но некоторые слова не подчиняются привычным рассуждениям (хотя стоит отметить, что учащиеся иногда пытаются проверить чередующиеся гласные ударением; в этом случае учитель предлагает второй вариант “проверочного” слова с другой гласной). Учащиеся понимают, что у них недостаточно знаний о безударных гласных. Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний. Такая проблемная ситуация значительно улучшит усвоение нового материала.

2) Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использования ранее усвоенных знаний в новых практических условиях. Учителя используют этот прием не только для того, чтобы учащиеся умели применять свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

Задание. Тема: “Склонение имени числительного”.

Накануне изучения темы учитель объясняет, что имя числительное, как и другие именные части речи, нужно правильно употреблять в падежных формах, и дает задание: найдите в окружающей жизни примеры применения числительных (на рекламных щитах, в городском транспорте, в сообщениях телевизионных дикторов, в речи пассажиров, покупателей и т.д.) и понаблюдайте, как ведет себя имя числительное в предложении, как числительные используют в речи.

Впоследствии дети должны рассказать о своих наблюдениях, сделать выводы о склонении числительных. Учитель имеет возможность указать на практическую значимость домашнего задания, к тому же, если учащиеся обнаружат неправильное употребление числительных в речи (например, “в двухтысяче первом году”, “шестидесятью участниками”, “обоими руками” и др.). Если же учащиеся в процессе наблюдений не обнаружили ошибки, то учитель может попросить учащихся поставить количественное или порядковое числительное в какую-либо падежную форму. Как показывает опыт, ошибки неизбежны. В наше время в устной речи ошибки в употреблении форм числительных (особенно количественных) встречаются очень часто. Учитель может построить детей на осознанное изучение этой темы, т.к. любой уважающий себя человек должен уметь грамотно изъясняться на своем родном языке.

Как уже говорилось, следующий после получения задания урок начинается с беседы. Учащиеся расскажут о своих наблюдениях и, возможно, смогут рассказать о правилах склонения имени числительного. Таким образом, была создана проблемная ситуация и потребность найти решение проблемы, имеющей для учащихся практическую значимость.

3) Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Задание. Тема: “Склонение имени прилагательного”.

При изучении темы можно предложить детям следующее задание: Внимательно посмотрите на запись, сделанную на доске. Имеет ли право такая запись на существование?

И. дорогой

Р. Дорогой

Д. дорогой

В. Дорогой

Т. дорогой

П. о дорогой

Поскольку дети привыкли подобным образом оформлять задания на склонение и имен существительного, и имен прилагательного, скорее всего они ответят, что прилагательные в падежных формах употреблено неверно. И даже смогут это доказать, взяв другое прилагательное мужского рода и поставив его в падежные формы. То есть, применяя теоретически возможный путь решения этой задачи, не смогли прийти к решению – правильному ответу. Для разрешения сложившегося противоречия нужно избрать другой путь решения: уточнить род прилагательного в И.п., в Р.п. и т.д. (Ведь вопрос был сформулирован: “Имеет ли право такая запись на существование?”) Итак, в И.п. и В.п. – прилагательное употреблено в мужском роде; а Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – в женском роде. А отсюда вывод: такая запись имеет право на существование.

4) Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Задание. Тема: “Антонимы”.

При изучении темы предлагается детям до объяснения нового материала выполнить следующее задание: объединить слова в пары, используя слова для справок.

Небрежный - …(аккуратный), старый - …(новый), тонкий - …(толстый), разный - …(одинаковый), высокий - …(низкий), скучный - …(интересный), сухой - …(мокрый).

Слова для справок: новый, аккуратный, низкий, толстый, одинаковый, интересный, мокрый.

После выполнения задания учитель спрашивает у детей, по какому признаку они объединили слова в пары. Как показывает опыт, учащиеся без труда формулируют причину: в паре слова противоположны по смыслу. Учитель просит по первым буквам вписанных ими слов прочесть, как же называется слово, противоположное по смыслу данному (Антоним).

При выполнении данного задания возникает противоречие, когда дети могут выполнить задание, но не могут дать теоретического обоснования до тех пор, пока не проанализируют выполненное задание.

Возможности управления процессом учения состоит в том, что проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интерес ученика, его желания, потребности, возможности и т.д.).

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка не только повышают мотивацию к обучению, но и способствуют развитию познавательных способностей школьников, что должно привести не к подражательной, репродуктивной, а поисковой и творческой деятельности. Именно характер протекания познавательной деятельности влияет на ее конечный результат - на характер приобретенных знаний, умений и навыков, на достигаемый уровень развития.