Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказка В.Одоевского «Мороз Иванович»"

Разделы: Начальная школа


Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 2 класс

Цель урока: анализ художественного произведения.

Задачи урока:

1. Образовательные: познакомить с биографией В.Одоевского, его произведением “Мороз Иванович”, его содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.

2. Развивающие: развивть устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование: учебник, выставка книг В.Одоевского, портрет писателя, карточки с трудными словами, таблица со скороговоркой, тексты для пятиминутного чтения, иллюстрации к сказке, карточки для повторения, выставка рисунков к изученным сказкам.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть.

Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!

2. Пятиминутное чтение.

Чтение текстов о природе.

Повторение.

- Ребята, давайте вспомним произведения, изученные на предыдущих уроках.

Викторина:

  • “Братья сеяли пшеницу
    Да возили в град – столицу:
    Знать столица та была
    Недалече от села…”
  • “Жил старик со своею старухой у самого синего моря..”
  • “Завтра, как станут подплывать к вам корабли, воткни эту булавку в одежду Ивана..”
  • “Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка…”

Вопросы учителя:

- Какие из этих сказок народные? Почему?

- Назовите авторские сказки? Почему?

- Угадайте, из каких произведений эти сказочные персонажи?

  • Конек
  • Жар-птица
  • Козлик
  • Баба-яга
  • Золотая рыбка

 (На доске составляется схема)

Народные сказки Авторские сказки
Царь - девица

(русская народная сказка)

Баба-яга

Жар-птица

Александр Пушкин

“Сказка о рыбаке и рыбке”

Золотая рыбка

Павел Бажов

“Серебряное копытце”

Козлик

Петр Ершов

“Конек-горбунок”

Конек

Жар-птица

4. Постановка цели урока, сообщение темы.

- Сегодня мы увидим и услышим авторскую сказку, узнаем, из какой народной сказки она появилась. А для начала отгадайте ребус:

Морж - ж + роза - з

- Это слово мороз.

- В русском фольклоре много сказок о морозе. Может и вы знаете, какие-нибудь из них?

( Морозко, “Два Мороза”)

- Это русская народная сказка.

- А мы сегодня будем знакомиться со сказкой “Мороз Иванович”, которую написал Владимир Одоевский, за основу он взял народную сказку “Морозко”.

“Какой чудесный старик!” - написал об авторе книжки “Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея” один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – псевдоним Владимира Федоровича Одоевского, которому в год выхода книги не исполнилось еще сорока лет. Владимир Федорович был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Он просто заканчивает сказки со словами: “А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление”.

5. Первичное знакомство.

Сказку рассказывает учитель, по ходу рассказа на магнитной доске появляются персонажи сказки: Рукодельница, Ленивица, Яблоня, Печка, Мороз Иванович, Петушок, а также предметы быта из сказки: колодец, ведро.

6. Проверка первичного восприятия текста.

- С кем произошла сказочная история?

- Кто такой Мороз Иванович?

- Какое настроение вызвала сказка?

7. Чтение и анализ произведения

Чтобы читать быстро и правильно, выполним несколько упражнений.

Словарная работа

Толкование лексического значения слов.

Для правильности чтения и скорости первый раз трудные слова читаем плавно, по слогам, затем - целыми словами.

( Карточки вывешиваются на доску)

Объясни

Мух считать

Рукодельница

Ленивица

Студенец

Нянюшка

Читай быстро

Потягивались

Переваливалась

Поджаристый

Приговаривает

Читай правильно

Спросонья

Приняться

Занятся

Скучно

  • Речевые разминки.

Для отработки дикции, скорости чтения поработаем со скороговоркой - выполним дыхательную гимнастику.

Как у горки на пригорке жили 33 Егорки.

Вспоминаем правила. Первый раз читаем медленно, второй раз - быстро.

Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем сказку.

Напомню, что первый читающий начинает со чтения автора произведения и названия произведения.

  • Чтение 1 части хорошо читающими учащимися.

Есть ли зачин у сказки?

Почему Ленивице всегда было скучно?

А почему никогда не скучала Рукодельница?

  • Чтение 2 части “по цепочке”

Вопросы :

Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

Кто ей встретился в колодце?

Каким вы представляете Мороза Ивановича?

С чего началась их встреча?

Как вы думаете, справится ли девочка с испытаниями старика?

8. Сравнение героев.

Сравним Рукодельницу и Ленивицу. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

Назовите качества, присущие Рукодельнице?

А Ленивице?

На кого вы хотите быть похожи?

На доске:

В.Ф. Одоевский

“Мороз Иванович”

Ленивица

Высокомерна

Неуважительна

Зла, груба

Рукодельница

Трудолюбива

Скромна

Почтительна

Добра

9. Итог.

- Мы сегодня услышали сказку “Мороз Иванович”, прочитали 1 и 2 части сказки.

- К какой группе отнесем сказку В. Одоевского?

- Назовите сказочных персонажей сказки?

(Добавляется в таблицу название и автор сказки, а также персонажи)

Народные сказки Авторские сказки
Царь - девица

(русская народная сказка)

Баба-яга

Жар-птица

Александр Пушкин

“Сказка о рыбаке и рыбке”

Золотая рыбка

Павел Бажов

“Серебряное копытце”

Козлик

Петр Ершов

“Конек-горбунок”

Конек

Жар-птица

В.Ф. Одоевский

“Мороз Иванович”

Мороз Иванович

Колодец

Печка

Яблоня

 10. Домашнее задание.

Читать 3 часть сказки.