Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Яркие признаки текста"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить знания о тексте, на основе осознания его основных признаков.

Задачи:

  1. Формировать умение работать с текстом: определять главную мысль и отражать ее в заголовке, устанавливать последовательность частей в тексте.
  2. Развивать речь, мышление, творческое воображение, эмоциональную сферу, развивать основы мыслительной деятельности: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование:

  • репродукция картины Левитана “Март”,
  • пьеса Чайковского из цикла “Времена года”.

Ход урока

I.

- Проверь, дружок,
Готов, ли ты начать урок?
Все ль на месте, все в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?

II.

- Сегодня мы обобщим все полученные знания о тексте. Эти знания пригодятся нам в дальнейшем при создании собственных текстов, на заданную тему. Для реализации этой темы урока мы с вами отправимся на природу, но сделаем это, не выходя из класса.

III.

- Откройте тетради. Прочитайте на доске какое сегодня число?

- О чем, вы, можете сказать? (Март – первый весенний месяц).

- Как в народе называют этот месяц? (Из-за быстрого таяния снегов и появления проталин, март называют протальником. Капельником называют его потому, что с крыш начинает падать первая капель).

- Прочитайте, записанные на доске предложения:

Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением! На Руси весну звали и пели ей песни.

Весна – утро года!

- О чем вы прочитали?

- Почему весну считают особенным временем года?

- Как, вы, понимаете последнее предложение?

- Люди любят это время года, с нетерпением ждут прихода весны.

Поэты воспевают это время года в стихах. Например, у Тютчева есть замечательное стихотворение (читает ученик):

Еще земли печален вид,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветки шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…

Художники посвятили этому времени года немало картин. Рассмотрите, репродукцию картины Левитана “Март”

- Какое время года изобразил художник?

- Какие краски преобладают?

- Какое чувство вызывает у вас эта картина?

(Становится теплее, радостнее).

IV.

- И сейчас, с радостным чувством мы перейдем к минутке чистописания

Вв Вв Вв Весна – утро года!

- Как вы думаете, почему здесь написано несколько букв? (Чтобы выбрать каллиграфически верно написанную букву).

- Вспомните, как нужно правильно сидеть при письме:

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

V.

Словарно-орфографическая работа:

- Про тех, кто видит трудные места в словах, говорят, что они обладают орфографической зоркостью. Сейчас мы проверим у кого “Зоркий глаз”.

- Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, найдите “лишнее” слово:

ребята
веселый
капель
весна
ветер

- У кого же из вас “зоркий глаз”? (Взаимопроверка тетрадей)

- Какое “лишнее” слово вы нашли? (Веселый – имя прилагательное, остальные слова – имена существительные)

- На какие группы орфограмм можно разделить эти слова? (Слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными)

- посмотрите на вертикальную стрелку. Она указывает на слово, которое вы должны увидеть и прочитать. (текст)

VI.

Работа со схемой – рисунком:

Вернемся к записи, которую читали в начале урока. Можно ли эту запись назвать текстом?

- Назовите, яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, опорные слова, абзац, тема, основная мысль)

- Объясните, каждый признак.

(Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит текст. Начало, основная часть, концовка – структура текста. С красной строки пишут ту часть текста, в которой содержится новая мысль. Опорные слова передают самое главное, важное в тексте.)

- Какие признаки должны обязательно выполняться в тексте? (Тема, основная мысль)

- Какие признаки не выполняются в данном тексте?

VII.

Работа с деформированным текстом.

- Ребята, сегодня мы почувствуем дыхание весны, услышим пение птиц, если правильно будем выполнять следующее задание. Прочитайте текст на карточке, обратите внимание на структуру текста.

- Что вы заметили?

Текст: Чик-чирик! Я воробей. Плохо мне было зимой. Холодно и голодно. Есть было нечего. А весной тепло и весело. Чив! Чив! Чив! Есть корм, греет солнышко. И мне не нужно прятаться под карниз. Чирик!

Пришла весна. Пригрело солнышко. Растаял снег. Весело зачирикал на ветке воробей. (Текст состоит из двух частей, не связанных между собой по смыслу, прежде всего развитием действия.)

- Что нужно сделать для того, чтобы исправить ошибку?

- С какой части нужно начать текст?

- Какие яркие признаки текста отсутствуют? (Нет концовки и заглавия)

- Придумайте концовку. Как можно закончить рассказ воробья? (Предложениями, которые передают радость. Например: Я рад! Я рад! Мне нравится весна!)

- Какова основная мысль текста? (Воробей радуется приходу весны. Он поет свою воробьиную песенку.)

- Какие предложения передают чувства воробья? (Песенка воробья)

- Озаглавьте текст.

IX.

Самостоятельная работа.

- Спишите основную часть, соблюдая красную строку, и придумайте свою концовку.

X. Итог.

- Композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу. Послушайте его пьесу из цикла “Времена года”, постарайтесь услышать весну.

- В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали пение птиц, падение звонкой капели. Наше путешествие в мир природы не кончается. Весна только наступает. Слушайте и наблюдайте весну.

- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке?

- Что, вы считаете, нужным запомнить?

- За что бы вы похвалили сегодня одноклассников?

- За что можно похвалить учителя?

- Всем спасибо за урок.