Урок ознакомления с окружающим миром. Тема: "Планеты Солнечной системы (земная группа)"

Разделы: Начальная школа


Цель урока “Планеты Солнечной системы”:

  1. Познакомить с особенностями каждой из планет Солнечной системы.
  2. Научить выделять черты сходства и различия планет.
  3. Начать формировать умение школьников слушать сообщения других, дополнять, задавать вопросы.
  4. Научить делать пометки в тетради в ходе прослушивания.

Оборудование:

  • видеофрагменты “Планеты Солнечной системы”,
  • коронки на головах у детей с изображением символа планеты,
  • рисунки внешнего вида планет,
  • рабочая тетрадь, тетрадь “Проверь себя”.

Оформление доски:

Девиз: Ни минуты без мысли.

Задача: Что общего у планет – соседей Земли?

  1. Все входят с состав солнечной системы.
  2. Вращаются вокруг Солнца.
  3. Имеют форму шара.
  4. Поверхность твердая.
  5. Расположены ближе к Солнцу.

СЛОВАРЬ

Наука о Вселенной

  1. Вселенная
  2. Галактика
  3. Звезда
  4. Планета
  5. Астрономия

Ход урока

Подготовка к космическому путешествию

Задача: Проверить знания о планетах Солнечной системы и умения вести себя во время путешествия, готовности показать свои коллективные задания и вести судовой журнал.

1. Вызов к доске (5 уч.) Опрос (у доски).

А) Наука о Вселенной – Астрономия

Карточка – Что такое Вселенная?

Б) Словарь: Орбита, планета, астрономия, Вселенная, звезда, галактика.

В) Заполнить клетки

М Е Р К У Р И Й   М А Р С       У Р А Н    
    В Е Н Е Р А   Ю П И Т Е Р   Н Е П Т У Н
      З Е М Л Я   С А Т У Р Н   П Л У Т О Н

2. Работа С карточками (за партой) (2 уч.)

А) Выбери правильный ответ

Самая маленькая планета (обведи букву)

А) Марс
Б) Земля
В) Венера
Г) Меркурий

Самая дальняя от Солнца планета (обведи букву).

А) Земля
Б) Венера
В) Плутон
Г) Марс

Б) Какие утверждения верны.

(Выбери правильный ответ. Обведи кружочком.).

  1. Марс – Самая маленькая планета солнечной системы.
  2. Луна – единственный спутник Земли.
  3. Солнечную систему составляют только планеты.
  4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.
  5. Солнце – самая крупная из планет нашей Галактики.
  6. Луна – одна из планет.
  7. Источником жизни на Земле является Солнце.

Проверка домашнего задания.

Пока они готовятся отгадывать загадки.

Фронтальный опрос.

1. Загадка.

“Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в окне
И зовут тебя все … (Солнце)

2. Сегодня на уроке мы повторим все, что узнали про Солнце:

Работаем под девизом: “Ни минуты без мысли.” Помогаем друг другу.

3. Что является источником жизни на Земле?

Солнце и его лучи, которые дают нам свет и тепло.

4. А где живет наша планета? (В космическом пространстве, во Вселенной, а точнее в Солнечной системе.)

5. А что такое Вселенная? (Вселенная – это весь окружающий нас мир. У нее нет ни начала, ни конца. Её невозможно ни обойти, ни облететь – такая она огромная. А наука о Вселенной называется астрономия).

6. А вы знаете, что такое Солнечная система? (Это 9 планет, они вращаются вокруг одной большой звезды, которая называется Солнце. Планеты вращаются каждая по своей орбите (т.е. по своему кругу).

7. Дома вы подготовили друг другу вопросы.

1-я гр. – 2-й. 2-я гр. – 3-й гр. 3-я гр. – 1-й гр.

I гр. За сколько суток пробегает свою орбиту Земля?

(За 365 суток, т.е. за 1 год) Земля не одна вращается вокруг Солнца, а у нее есть спутник – Луна.

У Земли сейчас есть и другие – искусственный спутники, которые запустили люди.

II гр. Назовите самую близкую к Солнцу планету.

(Это Меркурий. Он проходит круг вокруг Солнца за 88 суток. У Меркурия самая короткая дорога, потому что он ближе к Солнцу. У Меркурия нет спутников).

III гр. Какая планета похожа на нашу?

(Это Венера, расположена за Меркурием. Она проходит свою орбиту за 219 суток).

8. А теперь вопрос ко всем.

Чей путь вокруг Солнца длится 247 земных лет?

(Плутон, он дальше всех находится от Солнца. У него есть 1 спутник).

9. А в какой последовательности расположены планеты Солнечной системы?

Отвечают 3 ученика у доски.

А что вам помогло запомнить расположение планет?

Считалка.

Раз Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще – Уран, Нептун,
И, конечно же, Плутон.
Наше Солнце чемпион!

Почему чемпион?

10. А что вы знаете еще о Солнце?

Это огромная Звезда – в миллион раз больше Земли.

Раскаленный газовый шар.

Температура поверхности +6000 градусов, в центре звезды +15 000 000 градусов.

Вокруг этой горящей звезды движутся каждая по своей орбите 9 планет.

Путешествие к планетам земной группы.

1. Я предлагаю Вам продолжить путешествие и поближе познакомиться с ближайшими к Солнцу планетами.

Чтобы решить такую задачу: Что общего у планет – соседей Земли?

2. Экипаж к полету готов!

Открыть космическую лоцию (страница учебника 7).

3. Чтение 1 абзаца.

Показ фрагмента фильма.

Ответственной группе доложить обстановку:

А) Эта планета движется очень быстро по своей орбите. За 3 месяца обегает вокруг Солнца. Но зато целых 6 месяцев вращается вокруг своей оси. Из всех планет он самый быстрый, самый изворотливый, то он здесь, то он там, то он виден, то не виден …

Древние греки говорили:

Кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия.

Учитель: А почему так происходит, пусть объяснит сам Меркурий.

Ученик (с символом Меркурия):

Сначала я расскажу немного о себе.

В Солнечной планетной (системе) семье – Я – самый маленький.

Моя орбита находится ближе всех к Солнцу, поэтому тепла и света мне достается в 6 раз больше чем Земле. Не скрою, днем у меня жарковато, в полдень температура поднимается до +420 градусов. Моя поверхность раскаляется так, что можно печь пироги прямо на ней без всяких сковородок и духовок. Но делать это не советую, пироги все равно сгорят.

Зато с приходом ночи начинается мороз -80 градусов.

Но мороз вовсе не означает, что пришла зима.

Ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны у меня никогда не бывает.

И на санках вам бы не пришлось кататься, у меня нет воды, не падает снег. Ко мне еще никто не прилетал в гости. Автоматические разведчики, которые люди посылают с Земли, промчались мимо.

Правда, они сфотографировали меня несколько раз.

Вы привыкли, что Солнце на Земле восходит всегда на востоке, а заходит на западе. А у меня оно никаких правил не соблюдает, восходит то на востоке, то на западе, то остановится на пол пути и возвращается назад, к тому месту, откуда появилось утром.

А то может и два раза в сутки всходить.

Происходит это светопреставление из-за моего календаря. Я кручусь вокруг себя не слишком быстро, зато вокруг Солнца я бегаю как угорелый. Никто из планет не может со мной в этом соревноваться. У меня еще много секретов, я думаю, что вы о них и сами узнаете. А пока до встречи!

Учитель: О чем еще не рассказал нам Меркурий.

Может мы узнаем это из космической лоции.

Д) Самостоятельное чтение абзаца в учебнике.

Е) Так что еще узнали о Меркурии?

Учитель: Вы многое узнали о Меркурии, записали самое главное в судовой журнал.

Учитель: А теперь …

Сигнал ПИ-ПИ

Что такое? Ах, вот что!

Пингвиненок Пиня что-то хочет сказать.

Он получил телеграмму.

Давайте прочитаем эту космическую телеграмму.

5. А) При-гла-ша-ю в гос-ти. Ут-рен-няя зве-зда.

Б) Пока читали телеграмму, в окно иллюминатора увидели чудо!

Что это? Кто расскажет? Показ фрагмента фильма.

Ученица с символом Венеры

В) Это Венера.

Её называли так в честь древнеримской богини красоты. Она вторая планета нашей Солнечной системы. Как и другие планеты, Венера сама не светится, а только отражает Солнечный свет, поэтому кажется серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту её часто называют Утренней Звездой. Про неё люди сложили сказки. Им казалось, что это прекрасная девушка едет по небу на серебряной колеснице, запряженной белоснежными конями. А ученые узнали, что “утренняя красавица” ленива и неповоротлива по сравнению с Землей. Земля успевает обернуться вокруг своей оси 117 раз, а Венера только раз.

6. Учитель: Марс-это планета мифов и научной фантастики.

Показ фрагмента фильма.

Ученик с символом Марса.

В 1980 г. При обработке фотографий со спутника “Викинг-1” обнаружили изображение скалы, которое очень напоминало человеческое лицо высотой 300 метров. Вначале подумали, что это ветер так поработал, но после компьютерной расшифровки удалось увидеть глаза, рот, нос, прическу, зубы и даже, каменную слезу. Но самое поразительное состояло в том, что марсианский сфинкс не одинок, в 15 км от этого места обнаружили его двойника. Ученые предполагают, что раньше на Марсе была жизнь. Ведь здесь есть влага.

7. Учитель. Итог.

Мы заканчиваем наше путешествие. Но прежде, чем мы вернемся, давайте решим -

Что же общего у планет- соседей Земли?

  1. Все входят в состав Солнечной системы.
  2. Вращаются вокруг Солнца.

Имеют форму шара.

Поверхность твердая.

Расположены ближе к Солнцу.

8. Учитель: Перед посадкой на Землю проведем экспресс-опрос.

(Если утверждение верно, рисуете O, если неверно -----)

Солнце – самая крупная планета нашей Галактики.

На Марсе самые высокие горы.

Луна – одна из планет Солнечной системы.

На Венере очень жарко, но пасмурно.

Меркурий – дальше всех от Солнца.

Небо Марса украшают 2 спутника.

Моря на Венере заполнены соленой водой.

Если получился рисунок, вы хорошо изучили эту тему.

Итог: Все испытания выдержали на хорошо и отлично.

Возвращаемся на нашу чудесную планету со словами:

Дети читают стихотворение, которое написано на доске.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы – только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нет!
И задача всех жителей планеты
Сохранить наш общий дом,
Который зовется Землей.

Дома :

  1. Практическая работа №2.
  2. Загадки о планетах, программа на завтра.
  3. Словарь.