"В мире задач". Урок математики в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обучающая: учить решать задачи на нахождение остатка, логические задачи, нахождения площади, обратные задачи, вычисление периметра прямоугольника.
  2. Развивающая: развитие внимания, логического мышления, памяти, речи, мелкой моторики.
  3. Воспитывающая: воспитание трудолюбия, аккуратности.

Оборудование:

  • прибор “Графика”,
  • счётные палочки,
  • рисунки букв, снеговиков и дедов морозов.

Ход урока

1. Орг. момент.

Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Чтобы тему урока узнать,
Надо запись расшифровать
Вы тему урока узнать поспешите

А ключ в этих буквах: <Рисунок 1>

Задачки решите.

Ученики решают задачи, расставляют буквы в соответствии с числами и узнают тему урока.

1.

Шла овчарка по дорожке
У неё четыре ножки
Ей навстречу – чёрный дог.
Сколько всех собачьих ног? (8)

2.

Я всего по три тюльпана
В каждый ряд сажаю рано,
Ярко красных семь рядов.
Сколько будет всех цветов? (21)

3.

Сколько ушей у шести мышей? (12)

4,

Любит рыбку кот Василий
Может съесть он в день четыре
Сколько съест он за пять дней
Подсчитайте поскорей. (20)

5.

Четырнадцать лыж у крылечка стоят
Сколько на лыжах каталось ребят? (7)

6.

Если шесть на семь умножить,
А затем прибавить пять.
Сколько будет же в итоге,
Кто мне может подсказать? (47)

7.

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Сколько маленьких утят
Ёжика благодарят? (4)

8.

У деда Архипа большая семья
Детей всего восемь,
И все сыновья.
У каждого сына по паре ребят.
Внучата Архипа:
Их сколько, внучат? (16)

9.

В кармане у Коли монеты звенели,
Когда он бежал, они песенку пели.
По десять копеек шесть было монет.
Сорок копеек ушло на обед.
За десять копеек линейку купил,
И восемь копеек друзьям одолжил.
Осталось в кармане самая малость.
Сколько копеек у Коли осталось? (2)

2. Сообщение цели урока.

Тема нашего урока: “В мире задач”.

Решать задачи – это здорово,
Неинтересен урок без задач.
Задачи заставляют думать,
Анализировать и рассуждать.
Будем задачи сегодня решать.
Складывать, делить, вычитать, умножать,
Периметр, площадь найдём без труда.
Помогут в этом формулы всегда.

3. Работа с числами, составление задачи по рисунку.

8, 21, 12, 20, 7, 47, 4, 16, 4, 2.

На какие две группы можно разделить эти числа? (однозначные, двузначные, чётные, нечётные).

Возьмите рисунок, <Рисунок 2> на котором нарисованы варежки.

Можно ли сразу сказать чётное или нечётное количество варежек нарисовано.

А как можно это узнать? (пересчитать или соединить их парами). Соедините в пары одинаковые варежки.

Сколько пар варежек получилось? (8)

Давайте с вами составим задачу про эти варежки.

(Бабушка связала шестнадцать варежек и раздала их внукам.

Сколько внуков у бабушки?

Сколько варежек на левую руку?)

4. Пальчиковая гимнастика

Без пальто гулял глупышка,
И замёрз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

5. Работа над задачей.

Сегодня выпал снег. Ура!
И с самого утра
Снеговика среди двора
Лепила детвора.

Прочитайте задачу.

Ученики трех классов слепили 24 снеговика. Ученики первого класса 6 снеговиков, второго класса 8 снеговиков. Сколько снеговиков слепили ученики третьего класса?

Разбор содержания.

О ком говорится в этой задаче?

Сколько слепили ученики 1 класса?

Сколько слепили ученики 2 класса?

Что надо узнать?

Анализ задачи.

Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

Почему?

Что мы должны узнать сначала?

Каким действием?

Когда мы узнаем сколько сделали ученики двух классов, сможем узнать сколько слепили ученики 3 класса?

Каким действием?

  1. 6+8=14 (с.)
  2. 24-14=10 (с.)

Ответ: 10 снеговиков слепили 3 класс.

2 способ.

  1. 24-6=18 (С.)
  2. 18-8=10 (с.)

Ответ: 10 снеговиков.

Ребята! Скоро Новый год. В городе появятся ледовые городки. Как называются люди, которые их строят? (Скульпторы)

Скульптор- человек занимающийся скульптурой.

Скульптура- искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, лепки или отливки, ковки, чеканки.

6. Упражнение на внимание.

Сейчас у нас будет две команды: “Мороз Синий нос” и “Мороз Красный нос” <Рисунок 3>. Мы будем играть в снежки. Перед вами снеговики, <Рисунок 4> которых слепили ребята 1 и 2 класса. Вам надо найти отличия и бросить снежок. Команда, которая бросит последний снежок победит.

Рисунок 3

Рисунок 4

7. Физминутка.

На улице мороз,
Ну-ка взялись все за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка взялись все за уши!
Покрутились, повертелись,
Вот и уши отогрели.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали,
И чуть-чуть потопали.
Вот и погрелись.

Сегодня снег идет с утра,
Все укрыл, как ватой.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.

8. Работа с прибором “Графика”

Надо расчистить участок от снега. Длина участка 10 метров, а ширина 5 метров. Чему равна его площадь?

Как узнать площадь?

Составьте задачи, обратные данной.

Чему равен периметр этого участка?

9. Пальчиковая гимнастика.

Лыжник.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы поставить на 2 плоские счетные палочки. Это “лыжник на лыжах”.

Не отрывая указательный и средний пальцы от “лыж”, ребенок “едет” скользящими движениями по столу.

Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду- весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.

10. Решение логической задачи.

На стадионных дорожках
Лыжники
На старт встали
Сейчас узнаем, кто достоин медали.

Алик, Боря, Витя и Гена бежали наперегонки на лыжах. Алик отстал от Бори, а Витя от Гены. Кто прибежал первым, если Алик и Гена финишировали одновременно?

(Боря)

11. Итог урока.

Чему учились на уроке?