Русский язык, 3-й класс. Урок-путешествие "Главные и второстепенные члены предложения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • упражнять в распознавании главных и второстепенных членов предложения;
  • работать над развитием речи учащихся;
  • развивать умение делать выводы;
  • оспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок-путешествие.

Оборудование:

  • таблица “Кроссворд”,
  • карточки,
  • картины И. Левитана “Золотая осень”, “Работаем на огороде”

Ход урока

I. Организационная часть.

Сегодня у нас урок-путешествие в лес. (На доске картина леса).

Мы стоим около школы. Чтобы идти в лес сперва надо выполнить задание. Это смогут сделать те, кто красиво и правильно выполнит задание по чистописанию.

II. Чистописание.

Будем писать букву, которая соответствует первому звуку в слове ЛЕС – [Л]

лес лесник лесок лесной

- Что объединяет эти слова? (Корень, общий смысл).

- Какое слово является проверочным для всех слов? (Слово, лес).

- Почему? (В нем ударная гласная).

- Как вы думаете, здесь есть “лишнее” слово?

- Найдите его. (Слово лесной).

- Почему? (Все имена существительные, а это имя прилагательное, отвечает на вопрос какой?)

Вы справились, молодцы!

Сообщение темы и цели урока.

I. Нас ждет первый привал “Словарная”.

1. Здесь ждут наши друзья. Чтобы узнать, вам придется отгадать слова. (Вывешивается кроссворд, или заранее написать на доске).

- Как назвать одним словом? (Животные).

- На какие группы можно разделить? (Птицы и звери, домашние и дикие).

- В каком слове букв меньше, чем звуков? (В слове заяц).

- В каком слове букв больше, чем звуков? (В слове медведь).

- В нашем лесу водятся эти животные? Кто видел?

- Мы сними разговариваем?

2. Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?

(Грамотной, интересной, правильной, живой).

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- Что такое предложение? (Законченная мысль)

- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных).

3. Наблюдение.

Сегодня мы будем находить основу предложения или находить главные члены предложения.- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Картина, где дети работают на огороде).

- Я напишу на доске предложение: Дети работают.

- вам нравится предложение, почему?

- Тогда помогите мне сказать более точно. (Дети предлагают разные варианты, учитель записывает некоторые из них на доске).

Дети работают на огороде.

Взрослые дети работают на пришкольном участке.

- Какие члены предложения помогли более точно ответить на вопрос? (Второстепенные члены).

- Почему второстепенные члены получили такое название? (Они вторые по степени важности).

4. Пишите предложение и найдите его основу. (Дети выполняют задание).

Вывод: Второстепенные члены помогают улучшить предложение. Без них невозможно составить хорошие, красивые предложения.

II. Подходим к привалу “Книжная”

Откройте учебники стр.21 упр.44. (Выполняют упражнение самостоятельно).

III. Физминутка.

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки
Подарки нам с тобой.

IV.А теперь нас ждет привал “Лесная”.

1. Перед нами стоит осенний лес. (Вывешивается картина осени или картина И. Левитана “Золотая осень”).

- Что произошло с деревьями? (Пожелтели, осыпались…)

- Какой наряд надели деревья? Назовите прилагательные.

- Составьте маленький рассказ.(Составляют рассказ).

- Какую пользу приносит лес? (Ответы учащихся)

2. Давайте, пойдемте в лес.

- Что растет в лесу? Кто живет?

- Что нужно делать, чтобы лес радовал? (Беречь его)

V. Итог урока.

1. Вот мы в лесу, а лес хочет проверить, чему вы научились. Я раздам карточки, вы должны определить главные члены предложения.

Карточки:

  1. Яркое, солнечное утро разбудило ребят.
  2. Коровы лежали в густой траве.
  3. Светлана гуляла между домами.
  1. Дети во дворе играли в футбол.
  2. Танюша пришла домой с золотым венком на голове.
  3. Бабушка ходит в лес за грибами.

Молодцы! Лес очень доволен, и ваши друзья (звери и птицы) тоже довольны. Как хорошо в лесу, дышите свежим воздухом. В предложении есть главные и второстепенные члены. Лес тоже главный, без него мы, сельские жители, не можем жить.

Теперь пора домой. Спасибо.