Урок в 7-м классе "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  • Создать условия для систематизации знаний по теме;
  • Помочь учащимся выработать последовательность действий прри выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи;
  • Воспитывать внимание.

Оборудование:

  • карточки,
  • таблицы-схемы,
  • кроссворд.

Ход урока

I. Чтение и комментирование текста, записанного на доске.

(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чем (не)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя… (По А.Чехову)

- Каков стиль текста? Ответ обоснуйте.

- Кто может назвать, из какого произведения этот отрывок?

II. Формулирование темы и цели урока. Запись темы в тетради и на доске.

- Над какой темой будем сегодня работать на уроке?

- Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со словами.

- Актуальна ли тема сегодняшнего урока? Почему?

(Ответы: НЕ пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи).

- А какие части речи мы уже изучили?

- Что будет главным сегодня на уроке?

(Ответы: сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ)

III..Беседа.

- Как можно группировать правила на тему “НЕ с разными частями речи”? Какие части речи пишутся с НЕ одинаково?

(Ответы:

1) НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на о/е;

2) НЕ с глаголами и деепричастиями;

3) НЕ с причастиями;

4) НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями).

IV. Систематизация знаний по теме “НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на- о/е”.

  1. Восстановить схему и рассказать правило
  2. Синтаксическая пятиминутка.
    Хорошо по жизни пронести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути.4
  3. Индивидуальное задание по карточке.
    Теперь он был не3 гадким утенком, а белым лебедем.
  4. Работа с восстановленной схемой (лингвистический рассказ).
  5. Выборочный диктант (выписать слова с НЕ и определить, какому орфографическому правилу подчинено их написание).

а)

Я полюбил ненастный шум вечерний,
Огни в реке и Вологду во мгле. (Н. Рубцов)

б)

В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной. (Н.Рубцов)

в)

Потчевать велено, а неволить нельзя. (Пословица)

г)

Владимир кипел от негодования. (А.Пушкин)

д)

И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе. (А.Пушкин)

е)

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено. (Н.Языков)

ё)

Неправдой весь свет пройдёшь,
Да назад не воротишься. (Пословица)

ж)

И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча. (М. Лермонтов)

6. Составить предложения со словами и словосочетаниями: не знание; незнание; не большая, а маленькая корзина; небольшая, но ценная посылка; неглубокая, но чистая речка; неглубокий ручеек; двигаться неторопливо; смотреть не весело, а грустно.

V. Повторение правила “НЕ с глаголами и деепричастиями”.

Вспомните глаголы – исключения и впишите их в кроссворд.

(Слова для справок:

1) ненавидеть,

2) негодовать,

3) недоумевать,

4) нездоровится,

5) неистовствовать).

Кроссворд “Глаголы - исключения с НЕ”

- как пишутся глаголы – исключения?

- как пишутся глаголы и деепричастии с НЕ?

- образуйте от этих глаголов деепричастия

2. Осложненное списывание (на месте многоточий вставить глаголы с НЕ)

1). Кто мать сыру землю любит, тот голоден…

2). Дело делать и за себя…, а кричит за всех .

3). Дело лени…

4).Без труда… и рыбки из пруда.

5). После драки кулаками …

6). Кто…, тот…

- О чем эти пословицы? Какой общей темой объединены?

- Чем является НЕ в глаголах и деепричастиях?

(Ответ: частицей)

VI. Повторение правила “НЕ с причастиями”.

– Чем отличается написание причастий с НЕ от существительных, прилагательных и наречий на о/е с НЕ?

(Ответ: причастия с зависимыми словами и причастия в краткой форме пишутся раздельно. В остальном причастия с НЕ пишутся так же, как наречия на о/е, прилагательные и существительные).

2. Игра “Четвертое лишнее” (Какое слово лишнее в каждом ряду?)

а) (Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.

б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, ответы (не)подготовлены, (не)приятная весть.

в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а проснувшийся ребенок.

VII. Работа с карточками для самостоятельной работы.

(Не)кому доверить ответственное выступление. (Не)что похожее я уже видел. (Не)кого винить в произошедшем. Опоздал на (не)сколько минут. (Не)когда отдохнуть. (Не)чего сказать в оправдание. (Не)зачем возвращаться. (Не)откуда ждать помощи.

- К каким частям речи относятся выделенные слова?

- Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения и наречия с НЕ? (Когда НЕ, а когда НИ в местоимениях?)

Подберите к выделенным словам местоимения с предлогами.

(не к кому, не у кого, не с чем, не о ком)

- Чем является в этом случае НЕ?

3. Диктант с продолжением.(Читается часть предложения; слова, данные в скобках, ученики дописывают самостоятельно).

Поздно, а идти (некуда).Домой задали (несколько) упражнений.

Мне надеяться (не на кого)

Поговорить об этом даже (не с кем)

VIII. Сообщение (индивидуальное задание) на тему “С какими частями речи НЕ пишется всегда раздельно?”

(Вариант сообщения:

НЕ пишется раздельно с глаголами, деепричастиями, со словами категории состояния (не жаль, не грех, не надо, не раз, не время и др.), с прилагательными со значением цвета, относительными прилагательными, со словами, которые пишутся через дефис, с прилагательным и наречиями в сравнительной степени, с местояниями, кроме неопределенных и отрицательных (не их, не каждый, не я), с числительными.)

Объяснительный диктант.

(Не)ожиданная встреча; чувствовать (не)домогание; (не)замеченные охотниками следы; (не)растаявший снег на горных склонах; (не)распустившиеся лепестки; (не)созревшие хлеба; совсем (не)растерявшись; (не)смотря на угрозы; (не)смотря вниз; (не)смыкая глаз; (не)широко приоткрыть дверь; (не)серьезно, а легкомысленно; (не)примиримость к (не)достаткам; (не)торопливость, а медлительность; учиться никогда (не)поздно; (не)чаянный толчок; (не)жданный гость; (не)щадный зной; учиться вовсе (не)легко; быть в (не)ведении.

IX. Вывод.

- Чем является НЕ, когда слово пишется слитно? (Приставкой или входит в состав корня).

- А когда раздельно? (С частицей)

- Что нужно знать об отрицательных и неопределенных местоимениях? (НЕ является приставкой)

X. Алгоритм.

- Как нужно действовать, когда встречается слово с НЕ?

1) Употребляется слово с НЕ или нет?

2) Определить часть речи.

3) Вспомнить правило.

XI. Контроль знаний по теме (карточки контроля).

(Не)притворная грусть; (не)выглаженное с вечера белье; (не)далеко, а близко; (не)известность; (не)брежно касаться; (не)наш человек; (не)три, а тридцать три.

Приложение 1