Стратегиальный подход к чтению. Рассказ К.Ушинского "Спор деревьев"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • продолжать знакомства с произведениями русских писателей;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • способом проблемного обучения (стратегия “чтение с остановками” или “чтение с предвосхищением” на основе известного рассказа Ушинского учиться создавать свои версии продолжения рассказа;
  • способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения;
  • синтезу собственной точки зрения на предмет обсуждения;
  • совершенствовать навыки чтения, развивать образное мышление учащихся, творческие возможности, память и внимание;
  • прививать любовь к чтению.

Оборудование урока:

  • портрет писателя К.Д. Ушинского;
  • выставка книг писателя;
  • оформленный уголок к минутке поэзии “Золотая осень”;
  • папки по чтению;
  • индивидуальные задания;
  • компьютер, магнитофон;
  • календарь настроений.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Вход учащихся под музыку “Маленькая страна”. Приветствие, настрой на работу (сядьте ровно, улыбнитесь друг другу, у нас все получится…)).

II. Проверка домашнего задания.

(Творческая работа на листочках, стихотворная форма “санквейн” - пять строк, заслушать работы нескольких учащихся, обсудить, остальные работы дежурный собирает в “волшебную шкатулку”).

Учитель:

- Готовясь к сегодняшнему уроку вы получили задание найти и инсценировать произведение или отрывок из произведения К.Ушинского. Сегодня заявили о своем участии три группы. Это произведения: “Два мужика”, “Вместе тесно, врозь скучно”, “Два козлика”.

Но я вас прошу при просмотре быть предельно внимательными, т.к. итогом этой страницы нашего урока будет цифровой диктант (просмотр работ учащихся).

Учитель:

- Спасибо всем ребятам. Кто подготовил такие интересные инсценировки.

А теперь отдохнем на “Минутке поэзии”.

Заслушать несколько стихотворений об осени, подготовленных к “Минутке поэзии”.

Учитель:

- А теперь проверим, насколько вы были внимательны при просмотре работ своих товарищей.

Цифровой диктант (один ученик работает на компьютере, остальные в папках по чтению).

Истина – ложь. (1-0)

  1. Два козлика встретились на тропинке – 0
  2. Мужик вез дрова – 0
  3. Девочка взяла у брата юлу – 1
  4. Козлики пошли вместе гулять – 0
  5. Подходит ли пословица “Вместе тесно, врозь скучно” - 1
  6. Сено – сухая трава – 1
  7. В рассказе о детях герои – два брата – 0

Проверка работы (ответ) 0010110.

А сегодня на уроке мы будем работать с рассказом К.Д. Ушинского “Спор деревьев”. (Вспомнить основные страницы жизни автора).

Перед вами стопка листочков (это отпечатанный и разрезанный на части рассказ, все листочки скреплены степплером и лежат текстом вниз). Оторвите первый листочек и положите перед собой. Читаем (можно цепочкой или другим способом на усмотрение учителя).

Лист 1.

Спор деревьев.

Заспорили деревья промеж себя: кто из них лучше?

Вот дуб и говорит: ….

Обсудить с учениками, что такое спор, какие деревья могли спорить, что мог о себе сказать дуб. Затем здесь и далее читаем у автора.

Лист 2.

Я всем деревам царь.

Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата. Верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты.

Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою...

Лист 3.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

Обсуждаем, и предполагаем, что могла сказать яблоня. Читаем у автора после каждого обсуждения.

Лист 4.

Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди. Свиньям на потеху. А мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Лист 5.

Слушает сосенка и иглистой верхушкой качает.

Предположения учеников.

Лист 6.

Погодите, - говорит-похваляться; вот придет зима. И будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю. И избы строю.

Карточки сложить перед собой. Читаем весь текст (можно по ролям). Обсуждаем, верно ли мы высказывали мысли деревьев.

Определяем жанр произведения.

Работа с текстом.

Вспоминаем, что у каждого произведения есть начало, основная часть, концовка. Определяем данные части у рассказа “Спор деревьев”.

Начало Основная часть Концовка
Лист 1 Листы 2,3,4,5,6 ?

Учитель.

Почему автор не сочинил окончание (ответы уч-ся).

Работа в группах – придумать свой конец рассказа. (По одному человеку от каждой группы заслушать).

III. Итог урока.

Подведем итог урока. Какие проблемы решали. Чему научились.

Отметки. Спасибо за активную работу.