Понятие о словосочетании

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Учить использовать известный способ действия для формирования понятия словосочетания – не словосочетания.
  2. Учить детей формулировать цель урока, контролировать и оценивать себя.

Оформление урока:

  1. Модель словосочетания, составленная детьми на предыдущем уроке.
  2. Способ действия для определения словосочетания.
  3. Карточки для работы в группах и индивидуальной работы.
  4. Таблица обобщения наблюдений.
  5. Таблица контроля и самооценки учащихся.

Ход урока

1 этап. Создание ситуации успеха.

1. С какой синтаксической единицей языка мы познакомились на прошлом уроке?

(Со словосочетанием.)

2. Сегодня продолжим работу по данной теме. Что мы узнали о словосочетании?

Воспроизведите модель словосочетания (ССЧ), составленную вами на прошлом уроке.

(Рисунок 1).

3. Какую цель мы ставили перед собой на прошлом уроке?

(Найти способ действия для определения ССЧ).

4. Нашли мы способ действия? (Да). Восстановите его.

Способ действия. Это ССЧ, если:

  1. два слова самостоятельной части речи
  2. главное и зависимое слово
  3. связаны по смыслу с помощью вопроса
  4. связаны грамматически с помощью окончания или окончания с предлогом или только по смыслу
  5. работают все способы действия.

Вывод: итак, сочетание слов является ССЧ, если работают все способы действия.

5. Работа в группах.

Давайте проверим, как мы научились пользоваться этим способом действия.

ЗАДАНИЕ: Выразительно прочитайте стихотворение. Выпишите два ССЧ и докажите свой выбор, используя способ действия (письменно и устно).

1 группа:

Люблю я вечер золотой,
Лесов задумчивый покой
И лёгкий рой румяных туч,
Луны стыдливый, первый луч,
И тишину полей… (И.С. Тургенев)

2 группа:

Хорошо здесь: и шелест, и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова)

3 группа:

Дрозды пестрели на рябине,
Клевали спелую зарю,
И листья на реке рябили,
Плывя навстречу сентябрю. (В. Фирсов)

4 группа:

Кусты в серебряных серёжках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам. (Н. Рыленков)

2 этап. Ситуация разрыва между знанием и незнанием.

  1. Обсуждение результатов работы в группах. Работаем все.
  2. Какие вы выписали ССЧ? Докажите свой выбор, используя способы действия.
  3. У кого есть дополнения или исправления?
  4. ВОЗМОЖНЫЕ СИТУАЦИИ
Если дети выписали грамматическую основу:

1. Давайте применим к нему известный нам

способ действия.

1 способ: +

2 способ: +

(как определяем главное слово?)

(уточнением)

2. Какое слово уточняет? (“пестрели” дрозды,

синицы, зяблики

3. Другие варианты есть? (да: “дрозды” пестрели, сидели, летели)

4. Можно определить главное слово? (нет). Почему? (оба главные)

5. Какой способ действия не работает?(2)

6. Итак, способ не работает. Какой вывод мы можем сделать? (это не ССЧ)

7. Что мы узнали нового?

Если дети правильно назвали все словосочетания:

1.Я вижу, что мы умеем использовать известный способ действия.

2.Обратите внимание на сочетание слов “дрозды пестрели”

См. колонку

3 этап. Целеполагания.

1. Сейчас мы увидели, что бывают такие сочетания слов, которые внешне похожи на ССЧ, но не являются ССЧ. Почему? (не работает способ действия)

2. А мы знаем, в каких сочетаниях не работает способ действия? (нет)

3. А хотим узнать? (да)

4. Тогда какая цель стоит перед нами? (узнать, в каких сочетаниях не работает известный способ действия, т. е. какие сочетания слов не являются ССЧ)

4 этап. Конкретизация способа действия. Создание ситуации затруднения.

1. Работа в группах.

ЗАДАНИЕ: Даны пять сочетаний слов. Устно обсудите в группах: все ли сочетания слов являются ССЧ? Докажите, используя известный нам способ действия.

1 группа:

пушистый снег
покрылось снегом
выпал снег
снежный наряд
снег на березе

2 группа:

книга для животных
деревянный дом
бежать по дорожке
лететь над морем
читал и слушал

3 группа:

читал брошюру
слушал внимательно
буду читать
интересная брошюра
участник беседы

4 группа:

гигантский завод
сверкнуть на солнце
работать на поле
перед домом
участие в соревновании

2. Обсуждение результатов работы в группах. (По ходу обсуждения заполняем таблицу на доске и в тетрадях).

Какие? Сочетания слов 1 2 3 4 ССЧ
Гл. чл. предл. Выпал снег + - + + -
Однор. чл. предл. Читал и слушал + - - - -
Сл. форма буд. вр. гл. Буду читать + - - - -
Служ. ч. р . + сам. ч. р. Перед домом - - - - -

1 группа: ВЫПАЛ СНЕГ (запишите)

  1. Составьте предложение с данным сочетанием. (сегодня выпал первый снег)
  2. Какими членами предложения являются “выпал снег”?
  3. Следовательно, является ли это сочетание слов ССЧ?
  4. Почему? Какой способ не работает в данном сочетании?

(2 способ: главное + зависимое).

(написать на доске и в тетради – главные члены предложения).

2 группа: ЧИТАЛ И СЛУШАЛ (запишите)

  1. Найдите сходство между словами. (форма слов одинаковая)
  2. Как называются в предложении слова одинаковой формы? (однородные)
  3. Задайте вопрос от одного слова к другому (нельзя задать вопрос)
  4. Почему нельзя задать вопрос? (однородные слова)
  5. Следовательно, является ли это сочетание слов ССЧ?
  6. Почему? Какой способ не работает в данном сочетании?

(3 способ: нельзя задать смысловой вопрос)

(записать на доске и в тетрадях – однородные члены предложения)

3 группа: БУДУ ЧИТАТЬ (запишите)

  1. Измените глагол “читать” по временам (читал, читаю, буду читать)
    Следовательно, форма одного слова.
  2. В какой форме находится слово “буду читать”? (форма сложного будущего времени глагола “читать”)
  3. Следовательно, является ли эта форма сложного будущего времени ССЧ?
  4. Почему? Какой способ не работает в данном сочетании? (2,3,4 способы)

(записать на доске и в тетрадях – сложное будущее время глагола)

4 группа: ПЕРЕД ДОМОМ (запишите)

  1. Какие части речи сочетаются? (Предлог + существительное)
  2. Для чего используется предлог? (Для изменения формы слова)
  3. Следовательно, является ли это сочетание слов ССЧ?
  4. Почему? Какой способ не работает в данном сочетании?

(1,2, 3, 4)

(записать на доске и в тетрадях)

3. Вывод. Теперь мы можем сказать в каких сочетаниях не работает способ действия, т.е. какие

сочетания слов не являются ССЧ?

4. Чем отличается ССЧ от не ССЧ?

(Работает известный способ действия – не работает)

5 этап. Составление модели “НЕ словосочетание”.

Работа в группах.

ЗАДАНИЕ: Вчера составляли модель ССЧ.

Какую модель мы должны составить сегодня?

(Какие сочетания не являются ССЧ)

Эта работа выполните в группах. В каждой группе составьте свою модель: какие сочетания не являются ССЧ.

(Рисунок 2 а, б, в)

6 этап. Контроль и самооценка.

  1. Что мы сегодня узнали на уроке? (Какие сочетания слов не являются ССЧ)
  2. Как мы определили? (Применяя известный способ действия)
  3. А теперь проверим себя, умею ли я различать ССЧ и не ССЧ, используя известный способ действия. (Индивидуальная работа)
  4. Для этого заполните таблицу, перед ССЧ поставьте знак “+”, перед не ССЧ – “-“ .
Сочетания слов 1 2 3 4 ССЧ
Читаем газету + + + + +
Читаем и пишем + - + + -
           
           
           

Карточки для индивидуальной работы.

1. высокий дуб

дуб и берёза
около дуба
дуб растёт
дуб у дороги

3. компьютерный класс

посетить музей
на уроке
друзья беседуют
высокий и низкий

5. буду спорить

встреча с другом
обсуждали экзамены
перед экзаменом
закончился урок

2. наступила осень

поздняя осень
приметы осени
осенний день
после осени

4. входишь в лес

вечером в лесу
лес опустел
возле леса
идёшь и смотришь

6. уборка класса

выполнить упражнение
буду писать
около стола
сельский житель

Итог контроля. А сейчас оцените каждый себя по колонке ССЧ.

  • 3 “-“ - я умею различать
  • 1,2 “-“ - я только учусь различать
  • нет “-“ - я не умею различать, мне надо учиться

7 этап. Итоги урока. Выставление оценок учащимся.

Д/З.

1. Знать содержание модели.

2. Упражнение 266 на с. 101. (Учебник под ред. М.М. Разумовской).