Интегрированный урок (русский язык и окружающий мир) в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развитие умения распознавать орфограммы и правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.
  • Закрепить знания о растительном и животном мире зоны лесов.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 4 класс автор Т.Г. Рамзаева,
  • словари С.И. Ожегова,
  • записи голосов птиц,
  • интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит запись “Голоса птиц”.

Учитель. Сегодня на уроке русского языка мы отправимся на прогулку. Послушайте, как поют птицы. Куда мы пришли?

Дети. В лес.

Учитель. Что же мы возьмём в дорогу? На партах у вас всё готово.

Дети. Учебники, словари, тетради.

Учитель. И хорошее настроение! Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Нам, пожалуй, в путь пора, садитесь!

II. Минутка чистописания

Учитель. В стае певчих птиц есть свой обычай. Первый кто увидит врага – должен пропищать или засвистеть. Стая успеет уйти от опасности.

Рисунок. 1.

Учитель. Прочтите слова с доски, отгадайте какие буквы будем писать?

Дети. Гласные буквы е, и, а, о, я.

Учитель. Почему?

Дети. В слабой позиции эти буквы нужно проверять.

Учитель пишет буквы, на доске повторяя алгоритм написания букв и соединений.

III. Повторение пройденного материала.

Учитель. В каких частях слова находятся эти орфограммы?

Дети. В приставке, в корне, окончании существительных.

Учитель. Сегодня, во время прогулки мы закрепим знания о написании этих гласных в разных частях слова.

Соедините орфограммы с частью слова.

(Ученик “подтягивает” обозначение части слов).

Запишите эти слова в тетради, вставьте пропущенные буквы.

Как же проверить безударную гласную в корне слова? Докажите! Безударные гласные в приставке, окончаниях. (Дети повторяя правила приводят примеры из написанных слов).

IV. Работа со словарём.

Звучит музыка – пение птиц.

Учитель. Вот мы и в лесу. А что такое лес? (Дети дают разные ответы).

Учитель. Где нам посмотреть правильный ответ?

Дети. В словаре С. И. Ожегова.

(Дети находят правильное определение, читают).

Дети. Лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве.

Учитель. Спишите это предложение. Подчеркните безударные гласные. Определите падеж имён существительных в единственном числе. В каких случаях пишутся буквы е или и в окончаниях имён существительных.

Дети. Существительные I и II склонения в Д. п. и П. п окончание е.

Существительные I и II склонения в Р. п. имеют окончание и.

Существительные III склонения окончание е не имеют.

V. Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели,
А лучи их всё согрели
Ветер тихо ель качает
Вправо, влево наклоняет.

VI. Написание безударных гласных в окончаниях существительных.

Учитель. Возле какого дерева мы остановились?

Дети. Ель.

Учитель. Что мы можем сказать об этом слове?

Дети. Имя существительное, единственного числа, женский род с мягким знаком на конце, значит относится к Ш склонению.

Учитель. Какие ещё деревья растут на территории нашего округа? Ваши знания помогут вам разгадать кроссворд.

Рисунок 2.

В тетрадь вы запишите слова – отгадки в Р. п. и П. п.

Первый ряд записывает только существительные I склонения, второй ряд – II склонения, III ряд третьего склонения.

(На доске появляется правильный ответ, дети, определив склонение, существительного изменяют его по падежам).

Учитель. Дети каждого ряда повторяют, какое окончание имеют существительные I, II, III склонений в этих падежах.

VII. Работа со словом.

Учитель. Какое слово у нас получилось в вертикальном столбике кроссворда? Рисунок 3.

Дети. Деревья.

Учитель. Запишите слово в тетрадь и выполните звуко-буквенный разбор слова.

VIII. Работа в группах.

Учитель. Что мы можем найти в лесу под деревьями?

Дети. Грибы и ягоды.

Рисунок 4.

Учитель. Запишите названия грибов и ягод в разные корзины, вставив пропущенные орфограммы. Докажите в группе их написание.

IX. Гимнастика для глаз. Рисунок 5 на интерактивной доске.

Дети.

Нарисую облако, ёлочку, грибок
Чтобы даже в старости
Всё увидеть мог

(Дети по стрелочкам “рисуют” глазами)

X. Работа с учебником

Учитель. У всех получились полные корзины! Мы и певчих птиц послушали и под деревьями посидели и грибов с ягодами набрали. Пора домой возвращаться. Кто же может нам ещё встретиться в лесу?

Дети. Медведь, лось, волк, олень, лиса.

Учитель. На странице 103 прочитайте текст “Лиса Патрикеевна”, упражнение 233. Какой это текст: повествование, описание или рассуждение?

Дети. Текст описание.

Учитель. Спишите, выполните задания к упражнению.

XI. Работа в парах. Игра “Птичий базар”.

Учитель. Ребята расскажите, друг другу, что вам понравилось, запомнилось на уроке.

X. Вывод.

Учитель. Вот и закончилась наша прогулка по лесу, если вы научились видеть, понимать и ценить красоту природы из вас вырастут люди, способные возродить нашу Землю.

Ученик читает отрывок из стихотворения С. Никулиной “Русский лес”

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь
Излечит, обогреет
Накормит русский лес.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит.
Когда над головою
Как вечность лес шумит.

Рисунок 6

Примечание: Рисунки к работе можно получить у автора!