Урок русского языка во 2-м классе. Модель "Школа России". Тема: "Правописание согласных на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • отработать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова;
  • развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь учащихся, пополнить их словарный запас;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к природе.

Оборудование:

  • лента букв,
  • табличка с новым словарным словом,
  • орфографические словари,
  • карточки со словами для составления фразеологических оборотов,
  • карточки для индивидуальной работы,
  • плакат для самопроверки слухового диктанта.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие. Организация внимания. Целеполагание.

2. Подготовка к письму.

Массаж пальцев рук.

3. Словарно-орфографическая работа.

1).-Урок начнём со знакомства с новым словарным словом.

Чтобы его прочитать, нужно ориентироваться на количество точек под буквой.

И   С   П   А   О    Г
. .    .     .   . .    . .     . .
. .         . .        . .      . .
. .                               .

-Какое это слово? (сапоги)

- Что такое сапоги? (обувь)

- Но туфли и кроссовки тоже обувь. Чем они отличаются? (Сапоги высокая обувь)

img1.jpg (10511 bytes)

- Из какого материала шьют сапоги? (из кожи, резины и др.)

- Слово САПОГИ – древнерусское. У учёных нет единого мнения, от какого слова оно произошло. Одни считают от слова СОП – печная труба, т.к. сапоги напоминают её по форме; другие – СОПАТИ, т.е. сопеть, т.к. при ходьбе обувь обычно поскрипывает.

- Найдите слово сапоги в орфографическом словаре, запишите его в тетрадь, поставьте ударение, выделите безударную гласную.

2). Работа в группах.

- Каждая группа получит карточки со словами, из которых нужно составить фразеологический оборот и прикрепить его на доску напротив значения данного оборота.

Запись на доске:

Быть в полном подчинении у кого-либо.

Похожие люди, особенно по недостаткам.

Продырявились, износились, требуют ремонта.

В группах карточки со словами:

1 гр. – каши, сапоги, просят

2 гр. – под, быть, сапогом

3 гр. – пара, сапога, два

Проверка.

Быть в полном подчинении у кого-либо. Быть под сапогом.
Похожие люди, особенно по недостаткам. Два сапога пара.
Продырявились, износились, требуют ремонта. Сапоги каши просят.

4. АОЗ.

- Каким словом можно проверить словом сапоги? (сапог)

- Какая буква стоит в конце данного слова? (Г)

- А какой звук слышим?

- Почему буква не совпадает со звуком?

- Расскажите правило о проверке парных согласных на конце слова.

Приведите примеры.

5. Формирование новых знаний.

1) с. 76 упр. 117 (устно)

2) приписать к каждому слову проверочное.

1 вар. 2 вар.
… - сне. … - тру.
… - сугро. … - ле.
… - ястре. … - моро.
… - моря. … - гри.

3) Взаимопроверка.

6. Физминутка. Гимнастика для глаз.

7. Применение полученных знаний, умений и навыков.

Графический диктант.

- Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую бы вы написали на конце слов – отгадок.

1.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

2.Зимнее стекло
Весною потекло. (Лёд)

3. За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (След)

4. Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (Снег)

5. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

Самопроверка с доски.

На доске таблица:

Ж, Д, Д, Г, Б

8. Самостоятельная работа (дифференцированная).

У детей карточки разного цвета с заданием. (У 3 группы – карточки красного цвета у 2 группы – голубого цвета у 1 группы – зелёного цвета)

3 группа. Задание для самых слабых.

Списать текст, подчеркнуть парные согласные на конце слов.

Тихо подкрался мороз. Тонкий лёд сковал пруд. Стайка рыб спряталась на дно.

2 группа.

Списать предложения, вставить пропущенные буквы.

Тихо подкрался моро… . Тонкий лё… сковал пру… . Стайка ры… спряталась на дно.

1 группа.

Списать текст, выделяя каждое предложение.

Тихо подкрался моро… тонкий лё… сковал пру… стайка ры… спряталась на дно.

Проверка. Фронтально.

9. Итог урока.

- Как проверить согласную на конце слова?