Урок-аукцион "Части речи" по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщение знаний и систематизирование основных понятий темы “Части речи”
  2. Развитие умений определять части речи по вопросу, правильного построения предложений и употребления их в речи.
  3. Воспитание ответственности за свои действия, активности, инициативы.

 Оборудование:

  • Карточки с названием товаров.
  • Карточки-номера для учащихся.
  • Деревянный молоток и металлический круг.

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания: Аа, Гг, Тт.

3. Словарная работа: аукцион, гонг, товар.

4. Организация класса.

Ученик:

Здесь у нас аукцион -
Подведет итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.

Учитель: - Итак, господа, сегодня на аукционе представлены следующие товары (названия прикреплены к доске на карточках).

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Любой из этих товаров может стать вашим, а купить товар вы сможете в обмен на знания. Каждый “покупатель” участвуя в торге, называет информацию о данном объекте объемом в одно предложение тот и покупает товар. Господа, соблюдайте порядок. Желающие вступить в торг, должны поднять свою карточку с номером и говорить только тогда, когда ведущий (учитель) назовет ваш номер (номера дети сделали своими руками заранее).

5. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: - Начинаем торг. Товар первый – имя существительное.

Ученик под номером 5 первый поднял свою карточку. Отвечайте.

Учащийся под №5:

- Имя существительное – это часть речи.

Учитель: - Верно. Кто знает больше?

Участник под № 19, пожалуйста, говорите.

Учащийся под №19:

Имена существительные отвечают на вопросы: кто или что?

Учитель: - Очень хорошо. Кто продолжит? и т.д.

(ответы детей сопровождаются репликами ведущего “кто больше” и ударами гонга)

Учитель: - Товар продан, его владелец под № 7.

Учащийся под № 7 подходит к доске и забирает свою покупку- карточку с названием товара.

Примерные ответы детей об имени существительном:

- Часть речи.

- Слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?.

- Обозначают предлог, явление природы, действие или признак.

- Обозначают одушевленные и неодушевленные предметы.

- Могут быть собственными или нарицательными

- Имеют собственное или множительное число.

- Имеют мужской, женский или средний род.

- Имена существительные изменяются по падежам.

Итоговое задание: - Прочитайте. Выпишете слова, которые отвечают на вопрос что?

Определите род и число.
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок!
Хорошо, что есть на сете
Клещи, гвозди, молоток,
Нитки есть, и есть лопата –
Можно шить и можно рыть!
Уважайте труд ребята
Приучайтесь труд любить!

(С. Михалков)

Учитель: - Следующий товар – имя прилагательное.

Примерные ответы детей об имени прилагательном:

- Часть речи.

- Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

- Обозначают признаки предметов.

- Прилагательные имеют форму единственного и множественного числа.

- Прилагательные единственного числа изменяются по родам.

- Прилагательные, в сочетании с существительным стоит в том роде, числе и падеже.

Итоговое задание: - Прочитайте. Угадайте, что за зверь. Спишите загадки. Определите род и число прилагательных.

Летом у него шерсть серая, а зимой белая.

Уши длинные, а хвост короткий.

Этот зверь пугливый.

Шерсть у нее рыжая, а хвост пушистый.

Мордочка длинная. Этот зверь хитрый.

Музыкальная пауза:

- Вспомните детские песни, где существительное связано с прилагательным.

(“Голубой вагон”, “Маленькой елочке”, “Дружба крепкая”, “Веселые качели”)

Учитель: - Следующий товар – глагол.

Примерные ответы детей о глаголе:

- Часть речи.

- Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?

- Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

- Глаголы имеют форму единственного и множественного числа.

- Глаголы бывают: настоящего, будущего, прошедшего времени.

- Глаголы будущего времени могут быть простыми (одно слово) или сложными (двумя словами).

- Глаголы изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются.

- Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Итоговое задание: - Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. Напишите в таком порядке, чтобы получился рассказ. Найдите глаголы и подчеркните их.

Туча, птички, солнце, дождь, небо, пронеслась, засияло, прояснилось, затем перестал.

6. Подведение итогов.

- Все товары нашли новых владельцев. Их обладателями стали (назвать победителей).

- На этом наш аукцион закрывается. Благодарим всех за участие.

Учитель оценивает работу учащихся

7. Домашнее задание.

Написать дома рассказ, используя слова: “Аукцион”, “Гонг”, “Товар”.