Урок истории "Модернизация Японии". Новая история, 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цель урока:

Показать неизбежность внутренней трансформации жизни традиционного общества под влиянием активного проникновения западных стран;

Задачи:

  1. раскрыть причины и критерии успешной модернизации традиционных основ жизни общества в Японии, роль власти в этом процессе;
  2. способствовать осмыслению истоков современного могущества Японии, разрушивших традиционные представления о Японии.
  3. воспитывать у учащихся толерантность и уважение к культуре другой страны.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Оглашение темы и проблемы урока;
    • тема: Модернизация Японии
    • проблема: модернизация Японии это историческая необходимость или случайность?
  3. Ознакомление учащихся с заданием на закрепление (каждому выдается рабочий лист).
  4. В течение всего урока учащиеся должны заполнять текст с пропусками, проверка правильности заполнения проводится в конце урока.

1. МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯПОНИИ (рабочий лист)

С XVII века Япония оставалась страной закрытой для европейцев, только…………….имели право торговать с жителями страны Восходящего солнца, да и то только в 1 порту, Нагасаки.В ………… году ………………….. под давлением вооруженных сил вынудили правительство сёгуна открыть страну. По договору “…………………..” Япония открыла для американцев 2 порта ………………..и Нагасаки. Вслед за США в Японию допустили и европейские страны. В середине 1860-х годов в результате мощного народного движения власть …………….. была свергнута, во главе государства встал император ……………………… Придя к власти он начал проводить социально-экономические реформы. Девизом проводимых преобразований стало выражение “……………………………………………...” В результате …………………. реформы была установлена ……………………………………………… на землю. Очень важной стала ……………………………….реформа, которая уничтожила власть князей. Военная реформа ………….. года вводила в Японии ……………………………………………….. повинность. В результате этих преобразований очень быстро начала развиваться экономика Японии, создавалось множество промышленных предприятий. В конце XIX века были основаны такие промышленные гиганты как “Мицубиси” и “………………….”. Все это позволило Японии в ХХ веке на равных бороться с европейскими государствами за господство в Азии.

2. Введение понятия “Модернизация”

- что такое модернизация?

СЛАЙД 1 (тема и понятие)

История Японии середины XIX –начало ХХ веков насыщена важными событиями. Они связаны с вступлением Японии на капиталистический путь развития. В истории Японии этого периода много общего со странами Европы и США. В то же время Япония имела специфические черты, которые были связаны с её географическим положением и историческим развитием. Но до середины XIX века Япония сохранила патриархальность.

  • назовите географические особенности Японии;
  • какие исторические особенности в развитии Японии вы можете назвать?
  • какие страны Востока имели сходные черты (патриархальность, закрытость)
  • каково было политическое положение стран Востока (например, Китай)

СЛАЙД 2 (самурай)

3. Традиционная Япония

Сообщение ученика

Традиции Японии сохранились и поныне, часто бывает и так, что, услышав всего одно слово, мы можем догадаться, о какой стране идет речь. Назовите, пожалуйста, одно слово, которое бы характеризовало Японию.

СЛАЙД 3 (вопрос)

Дети называют слова, затем можно предложить им набор таких слов, чтобы они проверили себя или дополнили свои знания.

СЛАЙД 4 (набор слов)

4. Революция Мэйдзи – начало “Просвещенного правления”

СЛАЙД 5 (портрет)

Господство феодальных отношений не давало возможности стране развиваться, оно сдерживало развитие производительных сил. Начиная с XVII века, в Японии установилась своеобразная форма правления феодальной аристократии, получившая название сёгунат. Правительство сёгунов династии Токугава опиралось на военную силу самураев и армии. В 20-30-х годах XIX века в Японии начинает формироваться буржуазно – помещичий блок, но прогресс тормозился феодальными пережитками. В стране начинает разворачиваться антисёгунское движение, к которому примкнули крестьяне и городские низы. Одновременно с этим страны Запада требовали открытия Японии и оказывали помощь мятежникам. В 1867 году власть сёгуна была свергнута и верховная власть перешла к императору, им стал 16 летний монарх – Муцухито, которого позднее стали называть Мэйдзи, а правление его назвали “Просвещенным”.

Сообщение ученика (император Муцухито)

СЛАЙД 6 (реформы)

Перед новым императором стояла сложная задача: провести реформы (модернизацию) по западному образцу и не потерять свои традиции и самостоятельность. Первой была проведена аграрная реформа, затем административная, в 1872 году настала очередь военной реформы, в 1889 году реформа государственного управления.

учебник п.25, стр. 240

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Выписать мероприятия, которые были проведены в рамках аграрной, военной и административной реформ.

Проверка выполненной работы.

Финансовая реформа – введение единой денежной единицы;

Государственного управления – введение оплачиваемых должностей, причем претендент на должность должен был сдать экзамен на соответствие данной должности (ранее все государственные должности передавались по наследству).

СЛАЙД 7 (вопрос)

Учащиеся предлагают варианты реформ

- Какие реформы проводились в странах, которые мы с вами изучили?

- Какие реформы нужны для развития промышленности, социального развития страны, торговли и т.д.

5. Закрепление.

В начале урока учащимся было предложено по мере объяснения нового материала вписывать недостающие слова в представленный текст, для окончательного заполнения текста предоставляется 3-5 минут и начинается самопроверка.

СЛАЙД 8 (текст)

6. Подведение итогов

  1. Учащиеся выставляют себе баллы за работу и сдают рабочие листы с выполненным заданием. СЛАЙД 9 (вопрос)
  2. Учащиеся высказывают свои предположения по поставленной проблеме.
  3. Выставление оценок, домашнее задание.

Д/з. п. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ