Открытый урок "Путешествие в страну Глаголию"

Разделы: Русский язык


Тема: “Путешествие в страну Глаголию”.

Цели:

  • обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе;
  • совершенствовать умение обучающихся определять морфологические признаки глаголов;
  • развивать орфографические, пунктуационные и творческие навыки обучающихся;
  • развивать навыки самостоятельной работы со справочной литературой;
  • воспитывать нормы речевой культуры.

Оборудование: плакат-алгоритм, таблицы, карточки, кластер.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну Глаголию. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классную работу и тему урока. Цель урока – повторить и систематизировать изученный нами материал о глаголе.

Ученик:

Я важная часть речи,
Без труда
Меня, ребята, вы определите.
Известны вам и все мои друзья.
Вы с ними познакомиться хотите?

(Дети отвечают хором: “Да”)

2. Систематизация знаний.

1) Учитель:

- В стране Глаголии обитают глагольные жители, которых вы все хорошо знаете. А вспомнить их и объединить в одну дружную семью нам поможет наш друг Глагол.

Ученик:

Есть братья у меня –
Неразлучные друзья.
Отвечают на вопросы,
На глагольные, как я.
В чём различье между ними?
Догадайтесь, кто такие?

(Ученик показывает карточки с вопросами совершенного и несовершенного вида)

Учитель:

- Чем различаются совершенный и несовершенный виды?

(Ответ: они различаются по вопросам и по значению. Глаголы несовершенного вида обозначают действие как процесс, т.е. незавершённое действие; а глаголы совершенного вида – завершённое действие, т.е. как результат).

- Ребята! А теперь давайте поработаем. К доске пойдут... Я буду называть вам глаголы совершенного. вида, а вы должны образовать от них глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ыва-(-ива-).

Задание:

разведать – (разведывать); усвоить – (усваивать );

вылить – (выливать); вычертить – (вычерчивать);

А теперь наоборот – от глаголов несовершенного вида нужно образовать глаголы совершенного вида с помощью приставок:

писать – (написать, переписать);

готовить – (приготовить, подготовить);

иллюстрировать – (проиллюстрировать);

ехать – (приехать, проехать).

Учитель:

- Как называются образованные нами пары глаголов? (Ответ: видовые пары)

- Какие морфемы используем мы, чтобы образовать один вид глагола от другого?

2) Учитель:

- С глагольными жителями видами мы познакомились. Я предлагаю вам продолжить наше путешествие. А наш верный спутник Глагол поведёт нас дальше по тропинкам страны Глаголии.

Ученик:

Я так же, как и человек,
Жил, буду жить, живу
И целый век
Служить я рад образованью новых форм:
Простых и ложных,
С суффиксом и нет,
Иль действием, происходящим в сей момент.
О чём я говорю, ребята, угадаете?

(Дети хором: “О временах”)

Вы правы. Что о них вы знаете?

Учитель:

- А вот, что вы знаете о временах, мы сейчас проверим. Посмотрите на эту таблицу. Скажите, какие временные формы имеют глаголы совершенного и несовершенного вида?

Демонстрация таблицы на доске

- Ребята! Обратите внимание на плакат. Что на нём написано? (Стихотворение). Задание будет следующим: вы должны выписать глаголы, распределяя их по временам в 3 столбика. Также вы должны определить вид глаголов.

Выборочное списывание:

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
И встал Айболит,
Побежал Айболит.
По полям, по лесам,
По лугам он бежит.
И упал Айболит,
И лежит на снегу:
“Я дальше идти не могу”.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

сидит

встал

побегу

бежит

побежал

помогу

лежит

упал

 

не могу

   

(Самопроверка по рядам)

Учитель:

- Какое из времён изменяется по родам в ед.ч.?

- В какой форме употреблено будущее время?

3) Диалог

Учитель:

- Ребята! А где же наш друг Глагол? ... Да вот же он! А с кем это он ведёт беседу? Давайте послушаем.

Ученик Глагол (сбивчиво):

- Говорю, говорят... нет... говорим, говоришь, говорит.... нет... говорите...

Ученица:

- Эх ты, разве так надо спрягаться?

Ученик Глагол:

- А как? Ты покажи.

Ученица:

- Я бы показала ... только у меня времени нет.

Ученик Глагол:

- Время я найду. Какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?

Ученица:

- Давай ... будущее... Да не забудь про Вспомогательный глагол.

Ученик Глагол:

- Вот тебе Вспомогательный глагол.

Ученик Вспомогательный глагол (уверенно):

- Буду – будем, будешь – будете, будет – будут.

Ученик Глагол:

- Что ты без дела стоишь. Ты хоть бы буквой пошевелила!

Ученица:

- Зачем мне буквой шевелить? Я неопределённая форма глагола, у меня времени нет.

Учитель:

- Ребята! Что же это за пара, состоящая из вспомогательного глагола и неопределённой формы? (Ответ: будущее сложное, образованное от несовершенного вида)

- О каком времени говорила неопределённая форма? Чего она не имеет, помимо времени? (Ответ: ни числа, ни лица, ни рода)

4) Учитель:

- С глагольными жителями временами мы расстаёмся. Куда же нам предстоит отправиться дальше? А об этом мы узнаем от нашего верного спутника.

Ученик:

Есть у меня ещё одни друзья.
Не знать их вам никак нельзя.
Если последняя часть слов стоит под удареньем,
Определите вы их сразу, без сомненья.
А коли ударенья в этой части нет,
Найдёте вы не сразу правильный ответ:
Поставите для этого глагол в особой форме,
Ряд исключений вспомните –
Тогда же, выполнив ряд данных наставлений,
Наверняка вы правильно укажите ...

(Дети отвечают хором: “Спряженье”)

Учитель:

- А что же такое спряжение?

- Ребята! Давайте все посмотрим на плакат-алгоритм и повторим, как нужно определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Демонстрация плаката-алгоритма на доске (1 ученик выходит к доске)

Практическое задание

(Учитель вызывает к доске ученика. Для примера служат следующие глаголы: запирает – (запирать) – 1 спр., зависит – (зависеть) – 2 спр., искл.).

Учитель:

- Ребята! Теперь, когда алгоритм определения спряжения мы вспомнили, давайте поиграем. Игра называется “Кто быстрее”. Приготовьте все свои карточки. Я буду показывать вам глаголы – вы несколько секунд думаете, а затем показываете нужное спряжение на карточке. Тот, кто быстрее всех справится с заданием, устно объясняет, как он определил спряжение, и зарабатывает отметку. Итак, вы готовы?

5) Учитель:

- Мы расстаёмся с глагольными жителями спряжениями и отправляемся дальше. Сейчас я предлагаю вам проявить своё творчество в игре, которая имеет необычное название – “Ассоциации”. Посмотрите в толковом словаре, какое значение имеет слово ассоциация .

Самостоятельная работа обучающихся со словарём

-Я разделю вас на 2 группы, каждая получает своё слово: 1 гр. – учитель, 2 гр. – ученик. Каждая команда должна подобрать и написать как можно больше глаголов, которые ассоциируются у вас с вашим словом. Определите форму глаголов: вид, время, лицо, число. Итак, приступаем к игре. (1 представитель из каждой группы озвучивает написанные слова. Побеждает та группа, которая подбирает большее количество глаголов.)

3. Итог урока.

Учитель:

- Ребята! А сейчас посмотрите все на доску. Вы видите, какую дружную семью образовали наши глаголные жители. Давайте вспомним и скажем, каким термином мы можем объединить их всех?

- Морфологические признаки глагола являются основой морфологического разбора, о котором мы будем говорить на следующем уроке. Домашнее задание: придумать 10 разных глаголов и определить их морфологические признаки.

(Объявление отметок)

- На этом наше путешествие по стране Глаголии завершено. Я хочу поблагодарить вас, ребята, за активную работу и гостей, присутствовавших сегодня на нашем уроке. До свидания.