Мультисенсорный подход при обучении различным видам речевой деятельности

Разделы: Иностранные языки


Затрагивая мультисенсорное обучение, нам необходимо раскрыть такое понятие, как личностно-ориентированное обучение (ЛОО). Я бы хотела обратить ваше внимание на одну из его функций. Это гуманитарная функция. В чём её суть? Сохранение и восстановление "экологии человека", его духовного и телесного здоровья, смысла жизни, личной свободы. Самое главное, чтобы человек состоялся. Важно, чтобы ребёнок научился работать в коллективе, понимать своих сверстников, сотрудничать и общаться с ними.

Цель личностно-ориентированного обучения – всеобъемлющее гармоничное развитие ребёнка. Для создания условий развития ребёнка в преподавании иностранного языка на уроке я использую "мультисенсорный подход" при обучении различным видам речевой деятельности.

Как известно, в зависимости от "ведущего" канала восприятия, детей можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетов. При подборе учебных материалов к уроку, необходимо учитывать особенности восприятия детей с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока на обучаемом материале. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять языковой материал в долговременной памяти.

Как я применяю мультисенсорный подход на уроке? Работая над темой "Real earth monsters" на базе УМК "Сhatter-box" , при введении и отработке лексического материала я использую обыкновенный пластилин или цветную бумагу. Работа детей с пластилином отличается быстротой, разнообразием форм упражнений. Например. В начале урока объявлена тема: "Доисторические ящеры". В ходе урока класс делится на учебные пары, затем каждой паре даётся задание вылепить своего динозавра. Создавая шаг за шагом отдельные части тела пресмыкающегося и проговаривая одновременно новые слова, учащиеся запоминали введённый лексический материал по данной теме. При этом, я, как учитель, преследовала выполнение нескольких задач:

  1. развивается мелкая моторика руки,
  2. работают одновременно креативное мышление и память,
  3. развивается речь.

Дети работают самостоятельно, они решают сами, какой вид динозавра им следует создавать. Используя мультисенсорное обучение я отрабатывала и грамматический материал "Present Continuous" (пер. англ. Что я делаю в данный момент?). Вопросы и ответы детей строились в процессе создания животных, что способствовало блестящему запоминанию данного, трудного к освоению, грамматического материала. Закрепляя лексику, дети с удовольствием описывали своих животных, т.е. создавалась матричная лексическая база данных, необходимая для описания любого другого животного.

Таким образом можно сказать, что при использовании пластилина на уроке, я затрагиваю почти все каналы восприятия ребёнка, помогая ему творчески раскрыть себя. Создавая свою фигуру животного, он работает руками, двигается, что немаловажно для кинестетов. Он видит и ощущает ее, участвует в диалогической речи, преодолевая языковой барьер, что и является моей целью.