Урок русского языка в 3-м классе "Слова с безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формирование понятия “орфограмма”.
  2. Дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных.
  3. Закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
  4. Развивать умение строить предложение.
  5. Расширять словарный запас.
  6. Воспитывать аккуратность.
  7. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • Схема-опора “Ёлка”;
  • Веер с гласными;
  • Конверт с заданиями;
  • Искусственная ёлка;
  • Ёлочные игрушки;
  • Предметные картинки;
  • Карточки-снежинки;
  • Таблички.

1. Организационный момент:

Учитель:

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Ход урока

2. Подготовка к изучению темы урока.

Учитель показывает конверт.

- Его принёс почтальон, но он не открывается.

Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дне короче,
Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга
До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

- Какое сегодня число? Месяц? (19 декабря)

- Что за слово декабря? (словарное)

- Какую безударную гласную мы должны запомнить? (е)

- Какая ещё есть безударная гласная в слове? (а)

- Мы её будем запоминать или проверять? (проверять)

- Подбери проверочное слово. (декабрь, декабрьский)

- Прочтите пословицу: “Декабрь год кончает, зиму начинает”.

- Как вы понимаете её смысл? Объясните.

3. Чистописание.

а) Дети произносят хором:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
И от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Запишите число.

б) Целеполагание.

Схема-опора.

- Посмотрите на таблицу.

- Какие тут спрятаны буквы?

- Как одним словом их можно назвать?

- Какая цель нашей работы на уроке?

(Правописание безударных гласных.)

- Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.

в) Письмо цепочки букв: о  а  е  я   и

г) “Вопросы задаёт декабрь”.

- Какие гласные буквы надо проверять? (Безударные.)

- Почему? (Они слышатся нечётко.)

- Какие слова являются проверочными? (Где гласный стоит под ударением.)

- Как найти проверочное слово? (Изменить слово так, чтобы безударная гласная чётко слышалась. Подобрать однокоренное слово.)

Дети произносят хором стихотворение о проверке слов с безударной гласной:

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.

4. Словарная работа (с предметными картинками).

Учитель:

- Декабрь будет загадывать вам загадки, а вы должны записывать ответы в два столбика: с непроверяемыми безударными гласными, с проверяемыми безударными гласными.

- Какие это слова?

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?

орона - ворон)

Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.

(снегирь – снег)

Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

орока)

И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа.

ова – совы)

Проверка:

- Какие слова являются словарными?

- Какие слова можно проверить?

Итог

- Учились писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

5. Развитие речи

- Как назвать одним словом всех этих птиц? (Зимующие.)

Учитель: “Сели на ёлку ворона, снегирь, синица, сорока”.

(Прикрепляет на искусственную ёлку картинки птиц.)

- Как помочь зимующим птицам? (Их надо подкармливать.)

- Закончить предложение с доски:

Всю зиму в наших лесах живут … (снегири, дятлы, сороки, вороны.)

(галки, клесты, синицы.)

Учитель:

“Декабрь рассыпал снежинки на парты”.

Задание по вариантам на бумажных снежинках: вставьте в словах пропущенные буквы и подчеркните главные члены предложения.

1 вариант - Наступили сильные м_розы.

2 вариант - Снег завалил с_довые дорожки.

3 вариант - Птицы з_мой голодают.

4 вариант – Дети устроили для птиц к_рмушки.

5 вариант – Девочки насыпали пш_на.

6 вариант – Г_лодные птицы быстро склевали корм.

Проверка

- Взаимопроверка.

- Общая проверка: Какие буквы вставили? Назовите главные члены предложения.

- Прочитайте предложения по порядку.

- Что получилось? (Текст, рассказ, т.к. предложения связаны по смыслу.)

- Озаглавьте текст. (Птицы зимой.)

6. Фонетическая разминка.

- Прослушайте стихотворение Дьякова “Зима”:

Ой, ты, зимушка-зима,
Все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла,
Все овражки завалила,
Льдом одела озеро,
Речку заморозила.

Задание:

- Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

зам_ла - мёл
зав_лила - завал
зам_розила - мороз

Итог

- Безударную гласную нужно проверять ударением.

7. Физкультурная минутка.

А сегодня у зимы новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
Чтобы сильным быть и ловким,
Приступаем к тренировке.
- А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
- А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки ледяные,
Высоки-превысоки кружевные!
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги: топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка!
Здравствуй, зима!

8. Работа над закреплением правописания безударных гласных в корне слова.

а)- Отгадать надо загадку:

Гость гостил, мост мостил
Без топора, без клиньев.

(мороз)

б) - Образуйте однокоренные слова с корнем мороз -.

(морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить)

в) - Разберите по составу слова: заморозки, морозный.

г) - Самопроверка (на табличке)

Учитель:

- Ребята, я прочитаю предложения, а вы должны назвать слова-синонимы, близкие по значению слову мороз.

  • Подула зима … , шлёт мороз за морозом. (холодом)
  • Скоро выйдут муравьи после зимней … . (стужи)

- Объясните смысл этих слов:

ХОЛОД низкая температра воздуха.

СТУЖА – сильный холод, мороз.

Итог

- Молодцы! Все справились с заданием. Придумали много слов с одинаковым корнем, правильно подобрали синонимы, без ошибок разобрали слова по составу.

9. Устная орфографическая разминка (с веером) – обратная связь.

Показ буквы и название проверочного слова:

Б_льшой, в_твистый, в_здушный, д_лёкий, кр_кливый, с_сновый, зам_рзать, высл_дил, записать.

Итог

- Учились подбирать проверочные слова.

10. Запись “снежных” слов под диктовку.

Задание:

- Выделить корень и поставить знак ударения.

Снег, снежинка, снежный, снеговик, подснежник, снегирь.

Проверка выполнения задания:

- В каких словах гласная в корне безударная?

(снежинка, снеговик, снегирь)

- Какие слова можно считать проверочными?

(снег, снежный, подснежник)

- Назовите два признака, по которым вы определили проверочные слова.

Подбираются однокоренные слова.

Сомнительная гласная стоит под ударением.)

Итог

- Молодцы! Не дали “снежным” словам заморозить нас. Правильно выделяли корни в словах, ставили ударение и находили проверочные слова.

11. Закрепление

Учитель читает отрывок из сказки Г.Х.Андерсена “Ель”.

Беседа:

  • Приближение какого праздника описывает в своей сказке Андерсен? (Новый год)
  • Что является главным украшением праздника? (Ёлка)

Давайте украсим нашу ёлку игрушками, но только теми, названия которых мы проверим:

Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки.

Обобщение

- Понравилось ли вам сегодня на уроке?

- Почему?

- Что вам запомнилось?

- О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?

- Какие задания у вас вызывали затруднения?

- Что мы должны помнить, чтобы правильно писать безударную гласную в корне слова?

- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. И за это дедушка Декабрь прислал вам приглашение на ёлку. Молодцы!