Урок: “Реликты и Эндемики Хабаровского края”

Разделы: Экология


План урока:

  1. Организационный момент урока
  2. Выступление учителя
  3. Работа со словарём школьника
  4. Выступление биолога
  5. Выступление лесовода
  6. Выступление профессора российской академии наук.
  7. Выступление учителя
  8. Выступление лесовода
  9. Закрепление, домашнее задание
  10. Справочная информация по уроку (по страницам Красной книги, слайды)

Задачи:

  • В чём заключается уникальность флоры и фауны Хабаровского края.
  • Кто такие реликты? Познакомиться с видовым разнообразием и возникновением реликтов.
  • Каковы меры охраны природы Хабаровского края.

Оборудование:

  • Выставка литературы по Хабаровскому краю,
  • Красная книга Хабаровского края,
  • ТСО, плакаты по охране Природы,
  • карты Хабаровского края,
  • стенды “Реликты”, “Эндемики”.

ХОД УРОКА

Звучит музыка о лесе – голоса птиц в лесу, через определённое время звучит негромко колокол.

В.И. Ишаев

Учитель: В руках я держу документ высочайшего природоохранительного статуса (как о книге сказал В.И.Ишаев) – Красную книгу  Хабаровского края. В ней собраны редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Причина – хозяйственная деятельность человека, приводящая часто к гибели естественных экосистем, обеднению уникального видового состава флоры и фауны, появлению новых кандидатов в Красную книгу. Листая страницы этого издания, под картинками встречаем слова: редкий вид, эндемик, реликты, “живые ископаемые”.

Реликт: Адлумия азиатская

Реликт: Адлумия азиатская

Эндемик: Лилия Буша

Эндемик: Лилия Буша

Редкий вид: Брайя стручковая

Редкий вид: Брайя стручковая

Приказ от 13.02. 1992 г. №16/П

“Об обеспечении работы по поведению Красной книги Хабаровского края”

На  основании “Положения о комитете охраны охраны окружающей среды и природных ресурсов Хабаровского края” и распоряжения главы администрации Хабаровского края от 07.06.95 г. 3224 “Об учереждении и обеспечении работы по ведению Красной книги Хабаровкого края” для решения вопросов, связанных с охраной, восстановление, использованием и изучением редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов приказываю:

  1. Утвердить состав главной редакционной коллегии Красной книги Хабаровского края согласно приложению № 1.
  2. Контроль за оформлением, изданием и ведением Красной книги Хабаровского каря возложить на отдел природных ресурсов и экологического нормирования (нач.отд. Г.Л.Барашков).
  3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета В.Г.Скачкова. 

Вопрос классу: “Ребята! Почему представители флоры и фауны имеют разный статус охраны?”

Вопрос классу: Сможете ли вы среди представленных картин из Красной книги определить, кто из них реликт, эндемик?

Цель нашего урока – выяснить, какая деятельность человека приводит к сохранению численности растений и животных, а иногда и к полному исчезновению. Познакомиться поближе с эндемиками, редкими видами Красной книги, выяснить – кто такие реликты. Помогут нам гости урока – специалисты по изучению и сохранению природы нашего края: профессор Российской академии наук, лесовод и биолог!

Я хочу, … чтобы ничто, достойное внимания, не исчезало из памяти людей

М. Горький

Учитель: Давайте, ребята, прежде чем послушать наших гостей, обратимся к словарю.

Редкий вид – вид, сокращающее своё распространение. Примеры: ирис мечевидный, амурский лесной кот, амурский тигр.

Эндемики – виды растений или животных, свойственные относительно небольшой территории. Примеры: рододендрон сихотропский, рябчик Максимовича, лотос Комарова, дикуша.

Реликт – организм, сохранившийся как пережиток минувших эпох, как остаток далекого прошлого. Примеры: женьшень настоящий, кубышка японская, тис остроконечный и т. д.

Выступление биолога (с использованием карты Хабаровского края): Растительный и животный мир Хабаровского края очень уникальный в своём биоразнообразии видового состава. В сочетании суровости  северных и многоцветном великолепии южных ландшафтов, открытых пространств и таёжных дебрей, горных стран и обширных равнин, морей и рек, населённых разнообразными, а порой уникальными сообществами животных и растений, ценными в хозяйственном и эстетическом отношении – вот краткая характеристика нашего края, где мы живём! Быстрый рост промышленности (край очень богат полезными ископаемыми), городов и населённых пунктов, частичное решение вопроса утилизации мусора, несанкционированные рубки, пожары, свалки, массовое собирательство таёжных даров, браконерчество, в настоящее время приводит к резкому сокращению ареалов (площадей обитания) животных, исчезновению красиво цветущих и декоративных растений, ещё 20 лет назад произраставших почти повсеместно. А ведь мало кто знает, что среди растений и животных Хабаровского края встречаются настоящие «живые ископаемые», сохранившиеся с мезозойской эры. (Лотос Комарова, бразения Шребера, Эвриала устрашающая, трапелла китайская, сибирский углозуб (тритон) и др.)
Чтобы сохранить богатство и разнообразие растительного и животного мира была создана организация заповедников: Большехекцирский, Комсомольский, Буреинский, Джуджурский, Ботчинский.
А главой администрации Хабаровского края В.И. Ишаевым от 7 июня 1995 года была создана красная книга Хабаровского края, куда были занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных, грибов.

Лесовод: На сегодняшний день в крае 47 видов растений, 6 видов млекопитающих, 38 видов птиц, 2 вида рептилий, 1 вид земноводных, 4 вида моллюсков, 32 вида насекомых занесены в красные книги разных уровней. Для сохранения природных комплексов, поддержания их в первосозданном виде создана природоохранная сеть в виде заповедников (в крае – 6), памятников  природы (100 ботанических памятников природы).

Демонстрация стенда Заповедники Хабаровского края.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили – в чём заключается уникальность природы Хабаровского края. А теперь попросим профессора  российской академии наук рассказать о реликтах.

Профессор Российской академии наук: Пестрота экологических условий и история формирования флоры юга Дальнего Востока определили представительство реликтовых видов растений. Реликты делятся на группы.

  • I группа – процветающие реликты, хорошо биологически приспособлены к специфическим условиям среды, возобновляющиеся  естественным путём: элеутерококк колючий, актинидия коломикта, сирень амурская и.т.д.
  • II группа – реликты, которые на юге нашего края хорошо растут и развиваются: орех маньчжурский, осмунда азиатская, акантопанакс сидячецветковый
  • III группа – отступающие реликты – растения и животные сокращающие свой ареал в результате хозяйственной деятельности человека: эвриола устрашающая, кониограмма средняя, кубышка японская, лотос Комарова, тис остроконечный и.т.д.


В геологическом прошлом Приамурья с конца Мезозойской эры и в течении третичного и четвертичного периодов, в основном сохранились материковые условия, необходимые для развития наземной фауны. В то же время отсутствие таких резких катастрофических явлений в прошлом, как ледниковый период, и незначительное влияние морских перемещений воздуха способствовало сохранению на территории края прежней древней флоры и фауны.

Учитель: В Хабаровском крае антропогенное воздействие испытывают и водные реликты, обитающие в пойме Амура и его притоках. Лотос, бразения Шребера, трапелла китайская.

Вопрос  классу: Ребята, перечислите примеры отрицательного влияния человека на природу нашего края: браконьерство, массовое собирательство, мусорные свалки, пожары.

Вопрос классу: А какие меры по охране природы вы можете назвать? (Изготовление кормушек, не мусорить, экологические акции в школе, листовки по охране природы).

Лесовод: Ребята! Обратите внимание на стенды «Эндемики» и «Реликты».
Многих из них вы встречали в лесу, а некоторых – вы увидите только в книжках – они очень редко встречаются. Так давайте, не допустим их полного уничтожения, будем охранять, беречь, возрождать. Участвуйте активно в различных экологических акциях в школе, помогайте в озеленении, субботниках. Делитесь своими знаниями с другими. Не будьте равнодушными к природе!

Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем!

Краткая характеристика растительности Хабаровского края:

  1. Характерной особенностью растительного мира края является многоярусность с многовидовым составом.
  2. Уникальность растительному покрову края придают обитающие на его территории реликтовые семейства: аралиевые, актинидиевые, диоскорейные, лотосовые, виноградные, лимонниковые, маслиновые, тисовые и десятки других, имеющих в нашем крае свои северные границы.
  3. В пойме Амура найдены самые северные на Евроазиатском континенте водные растения, считающиеся «живыми ископаемыми».
  4. Из 60 лесных орхидей, произрастающих на российском Дальнем Востоке, 40% находятся в Хабаровском крае. Некоторые из них занесены в Красные книги СССР, РСФСР.
  5. Из 1300 видов семейства лилейных, растущих на планете – 25 растут в нашем регионе и включены в Красные книги, хорошо прижились в широколиственных и кедрово-широколиственных лесах.

Вывод: Ареалы реликтов сокращаются, и виной тому не только заготовка лекарственного сырья, но и приносимые букеты живых и высохших трав. Всего в Хабаровском крае сейчас требуют защиты и особой заботы 170 видов растений. Нуждаются в этом и животные. Помните об этом, ребята, и оберегайте растительный и животный мир своей родной земли.

Закрепление

  • Выберите из предложенных слов растения и животные:
    • Редкие виды
    • Эндемики
    • Реликты
  • Решение экологической ситуации.
    • Что неверно в этой ситуации?
    • Как можно ее исправить?

Встретились во дворе две подружки. Одна другой хвастается воскресным днем, проведенным вместе с родителями. При этом показывает букет из завядших лесных цветов, веточки можжевельника и говорит, что этой «елкой» папа разжигал большой костер.

  • Кедровый стланик как бы обрамляет леса в наших горах, очерчивает их границу. Какие особенности этого растения позволяют ему переносить суровые, климатические условия, зимние морозы?
  • Какой фактор и как окажет влияние на лесное сообщество?

Поэтическая страница

Лес нам шепчет о хрустящей,
Шелковистой и шуршащей,
Серой, белой, цвета злаков,
О бумаге новых книг.

(Дебора Вааранди)

И когда топором, бывает,
По какой-нибудь ветке бьют,
Этот стук мне сердце сжимает,
Словно руку рубят мою. 

(Расул Гамзатов)

Домашнее задание

  • Приготовить краткие сообщения о реликтах Хабаровского края.
  • Повторить термины из словаря школьника.

Литература:

1. Агеенко А. «Древняя флора дальнего востока» Москва 1982.
2. Документ природоохранного статуса Красная Книга Хабаровского края г. Хабаровск, 1999.
3. Журнал «Родное Приамурье» № 6, 7, 8.  2005.
4. Куренцов В.П.  «Природа Уссурийской тайги».  г. Хабаровск 1981.
5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины 1981.

Приложение 1 (Справочная информация)

Приложение 2 (По страницам Красной книги Хабаровского края)

Приложение 3 (Презентация)