Открытый урок: "Если хочешь быть здоровым…" (подготовка к сочинению-повествованию)

Разделы: Русский язык


Тема урока: «Если хочешь быть здоровым…» (подготовка к сочинению-повествованию)

Цели:

  1. Актуализация знаний учащихся, полученных раннее (Типы текстов, особенности текстов-повествований).
  2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.
  3. Формировать потребность быть здоровым. Развивать индивидуальные физические способности, обращая внимание на понятия: здоровье, гимнастика, спорт.
  4. Способствовать привитию учащимся уважительного и бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: подготовка к сочинению повествовательного характера.

Оборудование:

  1. Памятка «Как работать над сочинением».
  2. Опорные конспекты (в качестве раздаточного материала в каждой группе).
  3. Музыка. Песня «если хочешь быть здоров…»
  4. Задания для групповой работы.
  5. Толковые словари у каждого на столе

ХОД УРОКА:

I стадия. Вызов.

На фоне музыки песни «Ни мороз мне не страшен, ни жара…»

Учитель: Свое общение с вами мне хочется начать со слов замечательной песенки:

Ни мороз мне не страшен, ни жара
Удивляются даже доктора:
Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водою из-под крана
Обливаюсь я каждый день!

Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности, и долголетия человека. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». Здоровье человека не только является ценностью, но и зависит от окружения, а если сказать в целом зависит от экологии окружающей среды. Эстетическое, экологическое качество окружающей человека среды оказывает непосредственное влияние на наше здоровье. Прежде всего на эмоции, самочувствие, душевное и психическое здоровье человека.

– Тема нашего урока: «Если хочешь быть здоров…» (в процессе подготовки к сочинению).
– Какое слово в теме нашего урока является главным? (здоровье)
– Мы обратили внимание на первую часть формулировки темы урока. Не случайно во второй части в скобках даны слова: в процессе подготовки к сочинению-повествованию.
– Найдите на столах памятки «Как работать над сочинением».
– Обсудите в группах и сформулируйте цели нашего урока, опираясь на памятку и тему урока.

Группы обсуждают цели и формулируют их:

  1. Создать на данную тему собственные высказывания, которые будут являться опорой нашего сочинения.
  2. Ясно, логично выразить свои мысли в письменной форме о том, как каждый из нас заботится о собственном здоровье.
  3. Уважительно и бережно относиться к своему здоровью.

– Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Н. М. Амосова: «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ни чем».

– Нам с вами предстоит сегодня рассказать о том, как каждый из нас заботится о своем здоровье. Но сначала рассмотрим значение слов, которые будут являться опорой нашего сочинения.

Задания группам: Составьте кластер «Здоровья», назовите ассоциации, группы могут друг друга дополнить.

– По толковому словарю определите лексическое значение слов.

Здоровье – правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психологическое благополучие.
Здоровяк – человек с отличным здоровьем.
Здравница – санаторий.
Здравоохранение – охрана здоровья.
Здравствовать – быть здоровым.
Гимнастика – физические упражнения.
Спорт – комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма.
Здравствуйте – пожелание здоровья.

Учитель: Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. Вокруг нас существует много организаций, которые заботятся о нашем здоровье. Но в первую очередь о своем здоровье должен заботиться сам человек. Как это можно сделать? Как мы можем сами поддерживать здоровый дух? Пока подумайте над этими вопросами, а в конце урока мы к ним вернемся.

II стадия. Осмысление

– У каждой группы есть задания, советы, памятки. Так как мы ограничены во времени каждая группа работает над определенной частью сочинения, а дома вам предстоит написать полностью сочинение на данную тему.

1. Повторение схемы (порядка) работы над сочинением.

Памятка. Как работать над сочинением (восстанавливается план работы по памяти учащихся или с помощью учебника М. М. Разумовской)

План работы:

  1. Конкретизировать тему. Определить основную мысль сочинения.
  2. Определить, кого и как мы будем убеждать своим сочинением.
  3. Собрать материалы.
  4. Определить тип речи.
  5. Составить план
  6. Работа с черновиком
  7. Редактирование текста сочинения.

2. Работа на определение типов текста.

Повествовать – рассказывать (о том, что произошло)

Учитель: Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях. Организующая роль принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они обозначают последовательно сменяющие друг друга события, обеспечивают развертывание повествования. Предложения в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действий, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «Я» «Мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

3. Задания для групповой работы

1 группа:

1. Написать вступление.
2. Сформулировать тему и идею (основную мысль) текста.

2 группа:

1.  Определить стиль и тип речи своего сочинения.
2.  Что характерно для данного типа речи?

3 группа:

1.  Выделить основные части (микротемы).
2.  Написать примерный план сочинения.

4 группа:

1.  Какие изобразительные средства помогут вам глубже раскрыть основную мысль?
2.  В чем своеобразие синтаксиса текста? (Способ связи предложений и т.д.)

5 группа

1.  Напишите заключение.
2.  Ответьте на вопрос: Как я забочусь о своем здоровье? Выскажите свое мнение.

4.  Обсуждения в группах. (Дети обсуждают задания, записывают в тетрадь).

5. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

6.  Работа над основным содержанием сочинения.

– Мы уже сказали, что о своем здоровье должен заботиться сам человек. Как это можно сделать?
– А помогут нам ответить на эти вопросы слова древнегреческого философа Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь».
– К чему призывает нас Гиппократ? Как он советует сохранять здоровье и работоспособность? (Гимнастика, физические упражнения, ходьба)
– Какие еще способы поддерживания здоровья вы можете назвать? Растолкуйте, что они означают.

А) Закаливание – (перенос) сделать организм физически крепким, выносливым.
Б) Прогулка на свежем воздухе…
В) Пробежки.
Г) Зарядка – совокупность оздоровительных гимнастических упражнений.
Д) Утренняя гимнастика – совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья.
Е) Занятие спортом. Спорт – основная часть физической культуры – комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма.
Ж) Правильное питание.
З) Здоровый образ жизни, пути сохранения здоровья (не пить, не курить, не употреблять наркотики и т.д.).

(Ученики составляют опорные предложения с рассмотренными словами, записывают).

7. Проверка выполненных заданий по группам:

(Дети зачитывают свои предложения

1 группа: Вступление: Здоровье – это важно. Если человек часто болеет, он плохо учится и работает, у него часто плохое настроение, мало успевает сделать. Но во многом здоровье зависит от самого человека.

4 группа: Если человек здоровый, то он веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие глаза, волосы, хороший сон.
Здоровый образ жизни – рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, здоровая гигиеническая среда, благоприятная психологическая атмосфера, закаливание. (Изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения).

5 группа: Занятия спортом, гимнастикой помогают нам выдерживать нагрузку в учебе, позволяют больше сделать и при этом меньше устать. Спорт делает наше тело красивым, а главное здоровым. Значит спорт – это здоровье.

3 группа:

Примерный план сочинения:

  1. Какое значение я вкладываю в слово здоровье.
  2. Как я забочусь о своем здоровье.
  3. Что бы я пожелал своим одноклассникам.

2 группа: Тип речи – рассуждение и повествование, стиль речи художественный.

Дети характеризуют данные типы речи.

Слово учителя:

– Сейчас вы поделились своими мыслями, рассуждения на данную тему имеют дискуссионный характер, вы правильно понимаете тему сочинения. Все что вы говорили – это хорошо, но каждому из вас предстоит еще и поделиться своим секретом, помогающим поддерживать ваше здоровье.
– Хочу обратить ваше внимание на редактирование текста. Это вы будете делать дома. Редактирование – одно из важнейших умений пишущего. Трудность в том, что при редактировании нужно выбирать для каждого случая надлежащий прием. Конечно, редактировать свой текст очень трудно. Ведь нужно время, чтобы отойти от написанного, посмотреть на него как бы со стороны. Л. Успенский писал: «Понять не могу, почему это так? Когда считываю свои мысли, пропускаю ужаснейшие ошибки… А при чтении чужого текста малейшая корзубинка бросается в глаза…»
Читая черновик, исправьте свои погрешности. Будьте внимательны, привыкайте все делать тщательно, неторопливо.

Общеукрепляющая гимнастика для глаз.

  1. Исходное положение: сидя. Крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, затем открыть глаза 5 секунд. Повторите 5-7 раз. (Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения, и расслаблению мышц глаза).
  2. Исходное положение: сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать верхнее веко, через 2 секунды снять пальцы с век. Повторить четыре раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

III стадия. Рефлексия

1. – Удалось ли реализовать цели урока?
– Какие два этапа можно было выделить на уроке? (1-й – конкретные советы по работе над сочинением-повествованием. 2-й – размышления о том, как мы сами должны заботиться о своем здоровье).
– Сегодня вы работали в группах, хорошо ли вы друг друга понимали?
– Хочу вас вернуть к вопросам, прозвучавшим в начале урока и к эпиграфу:. Как мы должны сами заботиться о своем здоровье?  (Учитель читает эпиграф: Как вы понимаете слова академика?)
– Обратите внимание, чтобы ваше сочинение не распалось на отдельные фрагменты-кубики, и чтобы другому человеку было интересно его читать.

2. Резюме урока.

Напишите по группам синквейн со словом «здоровье»
Здоровье
Крепкое, сибирское
Закаляться, упражняться, заниматься,
Здоровый образ жизни
Спорт.

3. Оцените себя

+ хорошо работал
+ – был пассивным
– плохо работал

4. С какими заданиями на уроке вы легко справлялись? Над чем предстоит еще поработать?

5. Домашнее задание: Обсудите в кругу семьи тему здоровья. Как ваши родители к ней относятся. Считают ли они ее важной. Напишите сочинения, используя слова, с которыми мы сегодня работали на уроке. Обратите внимание на их правописание.
Всем спасибо за наш урок. Всего вам хорошего. Будьте здоровы.