Разработка урока информатики по теме: "Функции в паскале"

Разделы: Информатика


Цель и задачи урока: формирование навыка построения и использования функций при решения задач на языке Паскаль.

Задачи:

  • образовательная: формирование знаний и умений учащихся по теме “Функции в Паскале” стандартные и пользовательские типы функций;
  • развивающая: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), внимания и восприятие полученной информации;
  • воспитательная: формирование познавательного интереса к программированию, повышение информационной культуру учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, доска, презентация на экране (проектора).

Рекомендации по проведению лекции.

Лучше всего, для восприятия учащимися теоретического материала, сопровождать демонстрацией слайдов презентации (приложение)- это экономит время и лучше воспринимается учащимися.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация новых знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Физкультминутка
  5. Закрепление новых знаний
  6. Информирование о домашней работе
  7. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих.

II. Актуализация новых знаний

– На предыдущих уроках мы познакомились со структурой программы и основными конструкциями команд языка программирования Паскаль, но для решения некоторых задач нам не хватает знаний еще одного тика конструкций.

(Приложение слайд 1) – Тема урока.

Объявляется тема урока. (Приложение слайд 2) – Назначение подпрограмм

– При разработке программы иногда появляются повторяемые группы действий или возникает необходимость расчленить программу на функциональные модули, сделать ее структуру иерархической. Для этого во всех языках программирования существуют средства организации подпрограмм.
В Паскале подпрограмма является частью основной программы, ее описание располагается между разделом var главной программы и ее программным блоком (первым begin). Подпрограмм может быть несколько, их описания располагаются в произвольном порядке одно за другим.
Подпрограмма – это специальным образом оформленный алгоритм, который может многократно использоваться при решении более общей задачи.
В Паскале различают два вида подпрограмм: процедуры и функции. Основное различие между ними заключается в том, что процедура получает в результате своей работы любое количество данных, а функция – только одно значение.

III. Объяснение нового материала

С помощью презентации объясняется новый материал (Приложение слайд 3).

  • Описание
  • Структура
  • Переменные
  • Примеры
  • Задания
  • Диктант
  • Начало
  • Выход

Учитель: Обратите внимание, какие разделы мы будем изучать.

Далее объяснение материала предлагается по слайдам с конспектированием предлагаемого материала (Приложение слайды 4 – 8).

Функция

  • Это последовательность операторов, имеющая имя и результат.
  • Обрабатывает данные, предназначенные ей из главной программы, и затем возвращает полученный результат.
  • Функция называется с помощью указателя. Указатель – это имя функции, после которого в круглых скобках перечисляются аргументы функции.

Функции Pascal можно разделить на три группы:

  • стандартные функции (abs(x), sqrt(x), sqr(x), sin(x), cos(x), и т.д.);
  • функции программиста (объявлять свою собственную функцию и дальнейшем использовать её так же как и стандартную);
  • библиотечные функции (стандартные библиотечные модули).

Далее познакомить со структурой функции и понятием глобальных и локальных переменных.

Учителя: Теперь рассмотрим примеры использования функций.

Предполагается рассматиривать на каждом уроке 1 пример (Приложение слайд 9).

Пример: Вычисление функции .

Рассмотрим фрагмент программы:

IV. Физкультминутка

Желательно выполнить с учащимися упражнения на снятие напряжения.

V. Закрепление новых знаний

Предлагается выполнить задание 1 (Приложение слайд 13).

Рассчитать значение х =

Вопрос учителя: Какие уже известные инструкции необходимо использовать для реализации поставленной задачи?

Возможные ответы:

  • Рассмотренную функцию .
  • Команду цикла по параметру для внесения числовых исходных данных.

VI. Информирование о домашней работе (Приложение слайд 13)

Рассчитать значение х =

VII. Подведение итогов урока.

Выяснение не понятных вопросов. Выставление оценок за урок.

Используемая литература:

  1. Абрамов С.А. Начала информатики. [Текст]/ С.А. Абрамосв, Е.В. Зима – М.: Наука, 1989. – 256 с.
  2. Алсынбаева Л.Г. Моя первая программа на Pascal. [Текст]/ Л.Г. Алсынбаева, Л.А. Голубева, Л.А. Москвина и др.: – Новосибирск, 1998. –75 с.
  3. Кузнецов А.А. Основы информатики. [Текст]/ А. А.Кузнецов, Н.В. Алатова- М.: Дрофа, 2002. – 176 с.
  4. Попов В.Б. Turbo Pascal 7.0 для школьников, [Текст]/ В.Б. Попов – М.: «Финансы и статисика» 1999. – 260 с.