Урок МХК в 5-м классе на тему "Животные Севера"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: «Животные Севера».

Задачи урока: 

  • освоить технику проведения линий, штрихов в любых направлениях и в любой тональности, научить учащихся правильно держать карандаш при работе штрихом;
  • помочь учащимся познать окружающий мир;
  • развивать наблюдательность, память, творческое мышление;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • для учеников: карандаш, резинка, альбом, цветные карандаши;
  • для учителя: таблица с поэтапным рисованием «Песца», композиция в штрихе углем «Олень», раздаточный материал части туловища животных «рисуем штрихом», карандаш, ластик, изображения животных, ТСО – «музыка живой природы».

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 мин;
  2. Повторение пройденного – 3–5 мин;
  3. Объяснение нового материала – 10–15 мин;
  4. Практическая работа – 24–15 мин;
  5. Итог урока – 1–2 мин
  6. Домашнее задание – 1–2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного на предыдущем уроке и проверка домашнего задания

Учитель:

– Что мы с вами рисовали на прошлом уроке?
– Что такое орнамент?
– Назовите виды орнамента?

1. Геометрический

img9.gif (15392 bytes)

2. Растительный

img2.gif (11081 bytes)

3. Зооморфный

Учитель: К какому виду орнамента можно отнести орнамент народов Севера?

Ученики: К геометрическому.

III. Объяснение нового материала

Учитель: Скажите, а вы любите рисовать?

Высказывания учеников.

Учитель: А множите ли вы быстро изобразить зверей и птиц?

Учащиеся: Да, нет.

Учитель: Умеете ли вы придумывать необыкновенные, сказочные картинки?

Учащиеся: Да, нет.

Учитель: А для того, чтобы научиться рисовать, я приглашаю вас в страну «Графо». Ее нет ни на одной карте мира, но она есть везде, где живут дети.
В этой стране живут «Резинка и Карандаш».

СКАЗКА: «Жил-был один Простой Карандаш. Больше всего на свете он любил рисовать. Он рисовал все подряд, все, что попадалось на глаза: людей, животных, дома, деревья. Когда получилось хорошо, Простой карандаш радовался, а когда что-то не получилось, немного расстраивался, но любимое дело не бросал и с упорством рисовал снова и снова.
А по соседству жила Резинка: небольшая, белая, чистая и очень аккуратная. Ее страстью было наводить чистоту.
Малейший беспорядок – и она с головой бросалась в дело, пока все вокруг не начнет сиять.
– Ах, какое безобразие! – воскликнула она, увидев неумелые рисунки Карандаша.
И она была права, потому что рисунки были нарисованы, на чем попало: на асфальте, на стенах домов, кругом.
«Непорядок»,– решила Резинка и в мгновение ока стерла рисунки Карандаша.
С той минуты она не оставляла карандаша в покое, всюду следовала за ним и стирала его рисунки. Карандаш совсем потерял всякий покой. Но как любой художник он мечтал оставить после себя, какой либо рисунок. Он начал нервничать, стал рисовать неуверенно, делать ошибки. Но объясняться с Резинкой он не хотел. Он ее боялся.
Однажды, застав простого карандаша за работой, резинка решительно направилась в его сторону. Увидев приближающуюся Резинку, Карандаш совсем растерялся и нарисовал собаку с пятью ногами.
– Ну вот, вконец расстроился он и посмотрел виновато на Резинку, – я сделал ошибку – нарисовал собаке лишнюю ногу.
– Вот эту?
В этот момент Резинка стерла лишнюю ногу. Тут оба они увидели, какой хороший рисунок получился. Собака была как живая.
– Ведь ты можешь стирать не все линии, а только нарисованные неправильно, – обратился Простой Карандаш к Резинке. В его глазах была мольба.
– Если я правильно поняла тебя, ты предлагаешь мне работать вместе? – спросила Резинка.
– Да, – ответил Карандаш.
Резинка задумалась. Она терпеть не могла беспорядка (а ведь рисунки на заборах и стенах домов и есть настоящий беспорядок). Но предложение Карандаша было таким заманчивым.
– Я согласна, наконец, сказала она, – но с одним условием: рисовать с этой минуты только на бумаге. Никаких стен и заборов.
Простой Карандаш с радостью согласился.
С тех пор они стали дружить межу собой. И в дальнейшем не могли представить себя друг без друга.
Что только они не рисовали. Нарисовал как-то Карандаш зоопарк, а Резинке не понравилось, то, что медведь в клетке и стерла клетку и сказала, что медведи должны быть на воле. И Карандаш согласился.
Нарисовал Карандаш фабрику с дымящимися трубами, а Резинка стерла дым, потому что, как она сказала, что воздух должен быть чистым, это благоприятно скажется на нашем здоровье».

А еще в этой стране  живут Линии и Штрихи. Что такое линия, кто скажет?

Высказывания учащихся.

Учитель: Линия – это самостоятельный элемент рисунка. (В рабочих тетрадях выполняется запись терминов). Какого размера может быть линия?

Ученики: Длинная, короткая.

Учитель: А какие виды линий вы знаете?

Ученики: Волнистые, прямые, зигзагообразные, ломаные и т.д.

Учитель: Кто знает, что такое штрих, для чего он необходим художнику и какие виды штрихов вы знаете?

Высказывания ребят.

Учитель: Штрих – это короткая линия, выполненная одним движением руки. При помощи линии можно показать форму, пластику. Линия может быть тонкой и толстой. Это тоже показывает на сложность, характер предмета, его необычную пластику.

Изучение разных видов штрихов на альбомном листе:

  1. Штрих чуть касаясь бумаги;
  2. Постепенно усиливая нажим;
  3. Короткий и длинный штрих;
  4. Меняющий наклон штриха;
  5. Штрих – зигзаг;
  6. Штрих двигающийся по кругу;
  7. Штрих идущий от центра.

С помощью штрихов передают контур, форму, объем, фактуру, пространство. Так вот, оказывается, Линия, Штрих, Композиция, Рисунок – это жители страны «Графо».
Кроме этого необходимо правильно рисовать рисунок на листе бумаги, рисунок не должен быть слишком большим, или слишком маленьким.

Расположение рисунка на листе:

Находиться рисунок на листе бумаге должен примерно в центре. Скажите, что называется композицией?

Размышления учащихся.

Учитель: Композиция – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое. Сегодня на уроке мы с вами нарисуем отгадки к Северным народным загадкам:

1. Неизвестный
В три погибели согнувшись лежит.
Позовешь на охоту –
Впереди побежит.
Зверя почует –
На весь лес запоет. (Собака)

2. Лежит у порога меховое кольцо –
Чужого в чум не пустит. (Собака)

3. Летом – серая, зимой – белая. (Куропатка)

4. В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?  (Олень)

6. Она, как снег, от солнца прячется,
 А мышки – от нее… (Сова)

7. Без крыльев, а быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает,
Орешки грызет,
С вершины кедра
Охотнику загадки загадывает. Кто это? (Белка)

Учитель: Давайте перечислим животных Севера.

Ученики: Песец, медведь, олень, лось, собака и др.

Учитель: Как вы думаете, есть ли художники, которые рисуют животных? Если есть как называют таких художников?

Размышления детей.

Учитель: Таких художников называют анималистами. Таких художников – анималистов очень много живущих у нас на Ямале. И те рисунки, которые я Вам показывала при отгадывании загадок тоже выполнили наши художники: Аземша А.Н.; Остров С.А.; Панкевич Т.А.; Траугот А.Г.

IV. Практическая работа

Учитель: Составить свою композицию и нарисовать рисунок  с животным нашего Ямала. Работу выполняйте не спеша, обдумывайте все элементы своего рисунка.

Работа с таблицей «поэтапное рисование Песца».

1. 2.

Не забывайте!

  1. Что работать карандашом необходимо тоненько, не нажимая на карандаш и пользоваться ластиком необходимо как можно реже.
  2. Штриховать нужно аккуратно.
  3. Выполняя работу штрихом можно выполнять разный нажим на карандаш.
  4. Работа должна быть закончена.

Перед тем как преступить к практической работе учитель должен напомнить о технике безопасности  и санитарно-гигиенических требованиях
 при работе с карандашом:

  1. Необходимо иметь на парте чистую тряпочку для того, чтобы вытереть руки;
  2. Имейте на столе не большой лист бумаги – чтобы пробовать штрихи;
  3. Пользуясь точилкой, будьте аккуратны, не пораньтесь;
  4. Нельзя махать острым карандаша перед рядом сидящим человеком;
  5. Берегите чистоту своего рабочего места.

Во время самостоятельной работы учитель обращает внимание на ошибки учащихся (не только индивидуально, но и, показывая всему классу) и подсказывает, как правильно можно выполнить работу, выявляет лучшие работы учеников.

V. Итог урока

Учитель: Чем мы сегодня занимались на уроке?

Ученики: Мы рисовали животных живущих у нас на Ямальской земле.

Учитель: Что нового вы узнали и чему научились?

Рассуждения ребят.

Учитель: Сегодняшний наш урок я бы хотела закончить стихотворением нашего северного поэта Валерия Жилина.

Только в сказке

Такая природа была.
Только сказка
С годами забыта.
Ты оставь на минутку дела,
Оторвись на минутку от быта.

Жизнь на Севере –

Это не рай.
Здесь морозы,
Как тонкие лезвия.
Нет, реальность,
Ты нас не пугай,
И в морозы живет поэзия.

Здесь в лесу на ветвях малахит.
Иней сделал какие-то кружева.
Ветер белые хлопья кружит.
Стайка елок
Метелью завьюжена.

Мир из леса –

Он полон чудес,
Но не каждому
Это открыто.
Здесь сошла
Благодать с под небес
И ушло, что давно пережито.

VI. Домашнее задание

Закончить работу, начатую на уроке, в простом или цветных карандашах.