"Своя игра" в 10-м классе по теме "Основы МКТ"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели урока: Повторить изученный материал; применять знания при решении качественных задач; решить вычислительную задачу; совершенствовать умение мыслить логически.

Оборудование: Плакаты с высказываниями: “Мирозданье постигая, Все познай, не отбирая, Что внутри – во внешнем сыщешь; Что во вне – внутри отыщешь. Так примите ж без оглядки Мира внятные загадки. И Гете”; “Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой тянись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси(персидский и таджикский поэт 940 – 1030гг). Карточки с задачей. На доске:

Своя игра.

1 раунд. Теория.

1. Основы МКТ. 10 20 30 40 50 60 70 80
2. Температура. Энергия теплового движения молекул. 10 20 30 40 50 60 70 80
3. Уравнение состояния идеального газа.                
Газовые законы. 10 20 30 40 50 60 70 80

2 раунд. Качественные задачи.

1. Основы МКТ. 20 40 60 80
2. Температура. Энергия теплового движения молекул. 20 40 60 80
3. Уравнение состояния идеального газа.        
Газовые законы. 20 40 60 80

3 раунд. Своя игра.

Ход урока

I. Орг. момент. Сегодня на уроке мы должны повторить основы МКТ. И проведем урок в форме игры под названием “Своя игра”.

Правила игры.

Класс делится на три команды по рядам, может быть индивидуальное первенство. Команда выбирает тему и цену вопроса. Если команда не отвечает, то это может сделать любая другая команда. Если команда ошибается, очки ее вычитаются и ход переходит к другой команде (по порядку). Оценивается: быстрота ответа (дается от 5с на устный ответ и до 2 мин на письменный или переход хода); точность определений, правильность выполнения заданий, оригинальность. Игра состоит из трех раундов: 1. Теория. 2. Решение качественных задач. 3. Своя игра, где игроки или команда делает ставки(если есть очки), если верно будет решена задача то ставки прибавляются, если нет то лишаются ставки. Задание всем выдается одинаковая задача.

II. Проведение игры.

Перед игрой зачитываются высказывания на плакатах.

Вопросы к 1 раунду.

Тема: Основы МКТ.

10 – Сформулируйте основные положения МКТ.

20 – Что называется относительной молекулярной массой вещества?

30 – Чему равно количество вещества, и в каких единицах измеряется?

40 – Что называется молекулярной массой, и в каких единицах измеряется?

50 – Экспериментальное обоснование движения и взаимодействие молекул.

60 – Какой газ называется идеальным?

70 – Основное уравнение МКТ, почему его называют основным?

80 – Записать уравнение, устанавливающее связь между давлением и энергией? Назвать все физические величины и единицы измерения.

Тема: Температура. Энергия теплового движения молекул.

10 – Назвать макроскопические параметры и единицы измерения.

20 – Дать определение теплового равновесия.

30 – Что характеризует температура.

40 – Дать определение абсолютного нуля.

50 – Постоянная Больцмана. Физический смысл.

60 – Формула зависимости энергии и абсолютной температуры.

70 – Формула зависимости давления от концентрации и температуры. Единицы измерения физических величин.

80 – Формула средней квадратичной скорости теплового движения молекул. Кем доказана справедливость этой формулы.

Тема: Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

10 – Что называется универсальной газовой постоянной и чему она равна.

20 – Уравнение Менделеева - Клайперона. Назвать физические величины.

30 – Уравнение Клайперона.

40 – Что называется газовым законом?

50 – Дать определение изотермического процесса. Что такое изотерма?

60 – Дать определение изобарного процесса. Что такое изобара?

70 – Дать определение изохорного процесса. Что такое изохора?

80 – Что можно определить с помощью уравнения состояния?

Вопросы к 2 раунду.

Тема: Основы МКТ.

20 – При ремонте дорог асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека? (Диффузия).

40 – Почему в горячей воде сахар растворяется скорее, чем в холодной? (С увеличением температуры возрастает скорость диффузии).

60 – Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты? (Чтобы уменьшить молекулярное взаимодействие, т. к. полированные стекла близко прилегают друг к другу, на которых имеются следы влаги (достаточно влаги содержащей в воздухе), держатся вместе).

80 – Почему штукатурка отваливается, если между кирпичной стеной и штукатуркой попадает дождевая вода? (Молекулярное сцепление между штукатуркой и водой меньше, чем между штукатуркой и кирпичом).

Тема: Температура. Энергия теплового движения молекул.

20 – Температура по шкале Цельсия 27?. Чему равна температура по шкале Кельвина? (300К).

40 – Если в одном конце комнаты пролить некоторое количество пахучей и летучей жидкости, то через несколько секунд ее запах будет ощущаться в другом конце комнаты. Не противоречит ли этот факт тому, что средняя скорость молекул газа при комнатной температуре больше скорости пули и составляет несколько сотен метров в секунду? (Нет, т. к. траектория движения не прямая линия).

60 – Чему равна Е  энергия при температуре 100К? (2,07*10-21Дж).

80 –Чему равно давление газа, если абсолютная температура равна 300К, а концентрация равна 2*1023 м-3? (828 Па).

Тема: Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

20 – Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им об пол. (Закон Бойля – Марриота. Т = const. При сжатии резины воздух выходит из мячика. Вследствие этого не происходит накопление потенциальной энергии, необходимой для подъема).

40 – Почему от горящих поленьев с треском отскакивают искры? (Воздух, содержащийся в дереве, при нагревании расширяется и разрывает волокна дерева, при этом слышан треск, а частички угля (искры) отскакивают от полена).

60 – Зачем фабричные трубы строят высокими? (Для усиления тяги: у нижнего конца трубы давление воздуха больше, чем у верхнего. Этот избыток давления тем больше, чем выше температура газа)

80 – Начертите график процесса в системах VТ, рТ

3 раунд. Своя игра.

Задача.

Какое давление 3*1025 молекул газа, находящихся в сосуде объемом 2м3 при температуре 27?С? (6,21*10-11 Па)

III. Подведение итогов. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.