Учить активному познанию

Разделы: Биология


Современное биологическое образование ориентированно на отражение цивилизации.

Существует социальный заказ на мировоззренческий, культурологический, методологический, теоретический и практический аспект знаний.

Кроме того, модернизация образования ориентирована на личность, культуру. Следовательно, в центре всех педагогических устремлений должна стать личность каждого ребенка. Ребенка, которого мы должны подготовить:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

- самостоятельно приобретать знания;

- критически мыслить;

- генерировать новые идеи;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным и коммуникативным.

Исходя из сказанного, нам думается, обучение нужно начинать с ближайшего окружения школьника, постепенно выводя его в открытый мир познания, тщательно планируя каждый шаг. Из опыта работы мы видим, прочно усваивается то, что требует определенных логических операций.

Таким образом, нам как учителям практикам, вывод видится один – создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно смогут раскрыться, творческие способности ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

Каков же должен быть путь познания в современной школе? Очевидно, что ограничиться усвоением опыта, накопленного великими педагогами без его переосмысления не возможно. Оставить ту цель ведущей, приоритетной в практике обучения не удастся, поскольку запросы современного мира несколько изменились. Но что же осталось неизменным, значимым и востребованным – идея развития ребенка.

Ведущей идеей представляемого нами опыта смеем заявить следующее. Урок – это мастерская, где создаются условия для того, чтобы каждый ребенок смог создать те знания, которые явились бы знаниями самостоятельного созидания и поиска.

. Методы данной технологии: синектики, моделирования, анализа, эвристических вопросов. Типы мастерских разные, но цель одна - активизировать эмоциональную сферу личности школьников, вызвать у них желание принять участие в самостоятельном добывании знании

Предлагаем несколько типов мастерских из своего опыта работы.

МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Тема”Способы опыления у покрытосеменных растений”.

В данном случае индуктор – это слово учителя. А именно, предлагаем учащимся внимательно послушать слова Гниловского о природе Ставропольского края “Войдите в зеленую чащу. Нельзя не залюбоваться боярышником, не заглядеться на него. Красивей красивого, глаз не отвести. Но не только звездным узором пахучих листьев славится это растение. Оно дарит пчелам нектар, людям - аромат, ягоды”.

И сразу же главный вопрос: ”Из какой части растения образуется плод? Что для этого необходимо?”

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

На этапе социализации все возникшие идеи мастер, в данном случае учитель, фиксируем безоценочно, подводим детей к определению процесса опыления. И сразу же предлагаем работу по следующей схеме (см презентацию).

Для работы по схеме используем групповую работу по инструктивным карточкам. (см презентацию).

В ходе обсуждения ответов всех групп учащихся, школьники сами добыли знания о способах опыления покрытосеменных растений.

Далее ставим перед ребятами следующую проблему: выявить признаки приспособления у покрытосеменных растений к конкретному способу опыления.

При выявлении признаков насекомоопыляемых растений для разрешения поставленной проблемы предлагаем прослушать сказку, которая в данном случае является индуктором. Сказку сопровождаем иллюстрацией. Это создает эмоциональный фон и активизирует внимание учащихся.

СКАЗКА

“Молодая пчелка Майя не могла дождаться, когда же ей стукнет две недели, чтобы полететь за медом. И вот этот день настал. Вот они желтые, белые пятна, которые называются цветами. Майя села на желтый цветок - не понравился, на белый- разочаровалась, зеленый- он ее не привлекает, красного - она испугалась. Но вот попробовала синий, а затем фиолетовый, пурпурный - “находка” - закричала пчелка. ЕЕ мохнатое тельце покрылось желтой пыльцой, а еще она собрала пыльцу в специальные корзиночки, которые находятся у нее на задних лапках”.

В ходе коментария сказки, школьники сами определили и выявили признаки насекомоопыляемых растений. Кроме того, в сказке присутствует элемент опережающего обучения - о строении пчелы.

Разговор о редких растениях продолжает “Исповедь Земли”, которую предлагаем вниманию учащихся.

“ИСПОВЕДЬ ЗЕМЛИ”

Это было давно, так давно, что я уже начинаю забывать, когда это было. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Боже мой! Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить! А ведь любила, любила весь мир, все вокруг солнце, небо и главное то, что создала - созданную природу. И как же мне хотелось создать такое существо, которое станет венцом моих творений, самым мудрым. И я воплотила в жизнь мой замысел…

Первый человек появился на свет. Он пожил среди дикой природы, научился любить ее, как вскормившую и взрастившую его няню! - думала я. Но я ошиблась!!!

И сразу задаем учащимся вопрос: в чем заключается эта ошибка? Как вы думаете?

Исходя, из ответов школьников и дополнения мастера на следующем этапе-этапе социализации подчеркиваем хозяйственную деятельность человека на растения. Здесь же ребята рассказывают о редких растениях края.

На этапе рефлексии используются такие задания.

ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ОПЫЛЕНИЕ - ЭТО…..

САМООПЫЛЕНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ….

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

Цветки растений ночной красавицы и душистого табака раскрываются с наступлением сумерек и опыляются ночными бабочками. Какие приспособления к такому опылению они имеют?

Объясните, почему продолжительные дожди и сильные ветры, часто сопровождающие период цветения растений, могут снизить урожай плодов и семян?

Цветки многих растений закрываются во влажную погоду. Какое значение имеет это приспособление для полового размножения цветковых растений?

“Урок - мастерская”заканчивается на доброжелательной ноте словами французского ученого Лаберна”Мир, вокруг которого можно облететь за 90 минут, никогда уже не станет для человека тем, чем был для его предков”.

Согласитесь, правота этих слов несомненна, у человека есть все основания для гордости, да только хватило бы разума не забыть одну, совсем маленькую деталь. Держа Земной шар на руках, на чем же стоим мы сами? Не на этом ли шаре? Конечно же, да. Так пусть будут ласковыми, добрыми, заботливыми руки, которые держат сегодня Земной шар.

ТИП ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ.

Изучая отряды насекомых урок по теме”Отряд двукрылые”проводим в несколько необычной для ребят форме. Им предлагаем создать”художествественую”мастерскую и коллективно нарисовать портрет мухи.

ТЕМА”Отряд двукрылые”.

ЦЕЛЬ: раскрыть характерные признаки двукрылых на примере мух, показать значение этих насекомых в природе и жизни человека; продолжить развитие у учащихся навыков обобщения знаний и использование их в качестве опорных в ходе изучения нового материала; продолжить формирование экологической культуры учащихся.

Урок начинаем с беседы по вопросам, позволяющим определить место отряда двукрылых насекомых в системе живой природы.

Вопросы:

- Каковы основные признаки типа членистоногих?. Назовите черты повышения уровня организации членистоногих?

- Какие классы животных относятся к типу членистоногих?

- Каковы основные признаки класса насекомых?

- Какие отряды насекомых вам уже известны?

Затем сообщаю тему урока и приглашаю учащихся в “художественную мастерскую”. Как известно, для создания любого портрета необходимо изучить особенности строения объекта, в данном случае мухи, поэтому я предлагаю познакомиться с ней поближе.

“Ах, лето красное,
Любил бы я тебя,
Когда б не знай, да пыль,
Да комары, да мухи,” - сожалел Пушкин А.С.

А вот мнение знаменитого биолога Фриша:

“Действительно, муха не лишена своеобразного изящества и может даже показаться на редкость опрятной: она так часто и основательно чистит голову, крылья, ноги, что ей впору выдать справку о благонадежности. Однако некоторые черты поведения делают муху опасной. Не станем поэтому торопиться возносить хвалу этому шестиногому, но попытаемся поближе присмотреться к его свойствам и особенностям”.

Отмечаем, что художник начинает писать портрет с силуэта, и предлагаю классу начать с определения формы тела. Задаю вопросы:

“Из каких отделов состоит тело этих насекомых?” (на доске изображаются голова, грудь, брюшко).

“Какие органы расположены на голове?” (рисуются усики, глаза, ротовые органы).

Затем подробно учащиеся характеризуют органы чувств, строение ротового аппарата мухи, глаза из заранее подготовленных сообщений. Я дополняю, что любимый цвет мухи - желтый, голубая и зеленая окраска ее раздражает, красные и фиолетовые тона муха не различает. Довожу до сведения, что глаза мухи определяют довольно точно скорость движения на основании последовательного перемещения предмета в поле зрения отдельных глазков сложного глаза. По их типу конструкторы создали прибор для мгновенного измерения скорости сверхзвуковых самолетов и назвали его”глаз мухи”. Кроме того, мухи видят скрытое за облаками солнце. Человек на основе этого опять создал прибор, позволяющий определить положение солнца, спрятанного за облаками. По инструктивным карточкам группы учащихся изучают ротовой аппарат мух, выявляют особенности строения груди насекомого, ног. Дети используя информационную часть инструктивных карточек дополняют, что передняя пара ног выполняет роль языка, муха в 100-200 раз лучше анализирует пищу, чем человек языком.К щетинкам на ногах прикрепляется огромное количество микроорганизмов(до 6 миллионов) и яиц глистов.

Следовательно, мухи переносчики опасных болезней.

Также по инструктивным карточкам школьники добывают знания об особенностях брюшка, о дыхании и размножении, о типе пищеварения.

Итак, портрет мухи готов:

- большая плодовитость;

- коренное преобразование личиночной стадии;

- наличие внеклеточного пищеварения у личинок;

- предпочитают запах пота и гниющего мяса;

- на лапках расположены чувствительные волоски, с помощью которых муха определяет вкус и съедобность объекта исследования;

- огромные глаза чувствуют приближение предмета на расстоянии 5 см2 от тела, поэтому поймать муху не так легко; клейкие подушечки на лапках позволяют передвигаться по отвесной поверхности.

Далее приглашаем учащихся в”портретную галерею”. Им предлагаем познакомиться с представителями отряда двукрылых насекомых.

Заслушиваем сообщения. Подготовленные учащимися дома. Они рассказывают о мухах, вредных и полезных.

Затем подчеркиваем, что люди часто называют мух четвертой египетской казнью и лелеют мечту об их полном уничтожении. Однако выносить приговор этим насекомым надо, разобравшись в той роли, которую они играют.

Значение двукрылых насекомых:

- лабораторные животные (дрозофила);

- опылители (растение Рафлезия Арнольди);

- уничтожают вредных насекомых (саранчеедки, журчалки);

- используются в медицине (падальные мухи);

- являются звеном в цепи питание: свекла - свекловичная, муха - крот – хищные млекопитающие;

- утилизирует трупы (санитары).

Этот же тип мастерской по теме”Экологические группы птиц”, 7 класс. Предлагаем учащимся посетить художественную мастерскую орнитологов, а затем выполнить самостоятельную работу, которая также осуществляется по инструктивным карточкам.

(см. през.)

Задание. Используя материал информационной части карточки, составьте портрет хищной птицы.

Содержание и структура инструктивных карточек несколько иная, чем в 6 класс, так как школьники уже иного возраста, чуть старше.

На этапе социализации ребята обсуждают свои выводы, а на этапе рефлексии заполняют таблицу: (см. презентацию)

Мастерская формирования убеждений.

Элективный курс”Экология животных” (7 класс). Тема”Хищничество”.

Мастерская, проведённая по ней, позволяет не только раскрыть аспекты хищничества, но и активно изменить мировоззрение школьников, создает условия для самоформирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта.

Мастерская построена следующим образом. Важное место занимает оформление класса: развешиваются рисунки, иллюстрации, на которых показаны примеры хищничества. Учащиеся рассматривают иллюстрации и предлагаем первое задания. (См. пр.)

ЗАДАНИЕ 2

Прочитайте тексты с примерами хищничества и запишите вопросы, на которые вы хотели получить ответы.

Это были вопросы:

— Что случится в природе, если хищничества не будет?

— Способствует ли хищничество эволюции жертвы и хищников?

— Многим ли хищникам везёт в работе?

— Чем отличается хищничество человека от хищничества животных?

В процессе социализации все группы пришли к единому мнению, а именно: хищничество в природе вредно для отдельной особи, но полезно для популяции в целом. Хищничество выступает в роли селекционера, регулятора численности, санитара, движущей силы эволюции.

.ЗАДАНИЕ 4

Придумайте эпиграф к мастерской и напутствие будущим поколениям.

Для облегчения задания я заранее давала подобрать высказывания ученых, пословицы, стихи об охране животных.

Каждая группа зачитывает свои эпиграфы и напутствия.

Например, эпиграфы, предложения в группах:

ЭПИГРАФЫ

— “Природа—мать любит и жаждет нас, своих детей!”

—“За что же мы, её дети, отвечаем ей черной неблагодарностью?”

—“Люди Земли! Внемлите мольбе природы о помощи!”

ВОПРОСЫ

Что тебя больше всего заинтересовало в ходе мастерской?

Что тебе хотелось бы узнать еще?

Какие знания тебе надо углубить?

ТИП СКАЗОЧНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Спец. Курс “Введение в экологию”, 5 класс.

Тема “КТО И КАК ЗАЩИЩАЕТСЯ?”

Учащимся предлагаем прослушать сказку.

 

Затем в ходе эвристической беседы подводим учащихся к основным понятиям изучаемого материала.

Вопросы

  1. Ребята, о чем ведут разговор насекомые?
  2. Выгодно ли кузнечику иметь зеленый наряд?
  3. Почему муха - журчалка получила такое имя? Выгодно ли ей без устали журчать?
  4. А от чего так вызывающи нарядилась божья коровка?
  5. В данном случае индуктор – это сказка. Этап социализации- размышления школьников. Этап рефлексии: вопросы.

На наш взгляд, мастерская это путь, проходя который, ученик обретает свободу личности, он высказывает свое мнение, делает предложения, выводы, он ощущает свою значимость.

БЛОК 3

“Инновации в образовании и развивающие обучение”.

Согласитесь, будущее процветание мира неизбежно с обстоятельным мышлением. В бизнесе и профессиональной сфере умение мыслить и находить нестандартные решения ситуаций - просто необходимо, чтобы выжить, добиться успеха и преодолеть жесткую конкуренцию.

На наш взгляд, технология обучения”урок-мастерская”в области развивающего обучения предназначено для развития самой важной характеристике человека-интеллекта. Это технология качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности, ничего не имеющая общего с натаскиванием и зазубриванием. Мне думается, эта технология способна обеспечить все потребности массовой педагогической практики. В ее рамках интересно работать и учителю и, прежде всего, ученику. Ребенок развивается, учится самостоятельно нешаблонно мыслить. Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям образования, с моей точки зрения, является развивающие обучение.

Так как в условиях классно-урочной системы оно наиболее легко вписывается в учебный процесс; оно не затрагивает содержание обучения, которое определено образовательным стандартом и государственными программами; вместе с тем может предусматривать более углубленное содержание, профильное ориентированное.

В процессе обучения биологии раскрывается благодатная почва для работы по технологии развивающего обучения. Дети с огромным интересом погружаются в любые учебные работы исследовательского и познавательного характера. Все зависит о того, как сформулировать задание детям и вопрос, обращенный к ним.

Любой урок не мыслим без общения. Смысл общения в пробуждении активности класса, в возникновении”интеллектуальных затруднений”, в совместном решении сложных задач, в переработке воспринимаемой школьниками информации.