Интегрированный урок (ОБЖ + окружающий мир) для 3-го класса "Грибы съедобные и несъедобные"

Разделы: ОБЖ, Начальная школа


Предмет: Окружающий мир и ОБЖ.
Класс: 3 класс.
Место занятия в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану, по учебнику А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, 1 часть.
Тема урока по учебно-тематическому плану: Съедобные и несъедобные грибы.
Номер урока: 22
Форма урока: Интегрированный урок.
Цель: Обобщить занятия детей о лесе и о взаимосвязях, существующих в лесу.

Сформировать представление об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов.

Сформулировать правила сбора грибов и недопустимости определения вида грибов на вкус.

Формировать знания по оказанию первой медицинской помощи при отравлениях грибами.

Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Способствовать формированию бережного отношения к природе.

Этапы урока с временной раскладкой: Сообщение темы и целей занятия. - 1 мин.

Встреча с лесом. - 2 мин.

Проверка домашнего задания. Сети и пирамиды питания.-7 мин.

Строение и роль грибов в природе. - 4 мин

Физминутка. - 1 мин.

Несъедобные грибы. Работа в группах. - 10 мин.

Правила сбора грибов. - 4 мин.

Первая помощь при отравлении грибами. - 5 мин.

Сбор съедобных грибов в корзинку. - 5 мин.

Работа с тестом. - 2 мин.

Итог. Ответ на контрольный вопрос урока. - 3 мин.

Домашнее задание. - 1 мин.

Оборудование: Магнитофон и пленки с аудиозаписью звуков природы; муляжи грибов; компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход занятия

1. Сообщение темы и целей занятия.

- Тему урока узнаем, разгадав загадку: “Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком”. (Гриб мухомор)

Презентация

Тема урока “Грибы съедобные и несъедобные ”. СЛАЙД 1

Цели урока: СЛАЙД 2

  • Изучим строение гриба;
  • Найдем различия между съедобными и несъедобными грибами;
  • Сформулируем правила сбора грибов;
  • Изучим правила первой медицинской помощи при отравлении грибами.

- В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос: “Грибы - враги или друзья?”

- Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке.

2. Встреча с лесом.

Поможет нам в изучении темы зеленый друг: Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Что называют словом лес? (Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)

Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный)

Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.

(Чтение учеником под звуки природы стихотворения С. Погореловского).

Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Лес пускает нас к себе в гости.

3. Проверка домашнего задания. СЛАЙД 3

- На прошлом уроке мы изучили сети и пирамиды питания. Проверим ваши знания по этой теме.

- 1 ученик самостоятельно составлит на магнитной доске возможные сети питания из картинок: дуб, белка, ястреб, кабан, волк, мышь, сова, лиса.)

- В это время мы Выполним самостоятельную работу. Составьте и запишите на маркерной доске пирамиду питания из слов: мышь, орел, клевер, змея.

- Что записали в нижней строчке? Обоснуйте свою запись.

- Почему мышь записали во 2 строчке снизу?

- Что записали в верхней строчке?

- Почему ниже орла записали змею?

- Кто из этих животных связан прямой связью?

- Кто связан косвенной связью?

- Есть ли связь между количеством клевера и орлов? (Хищников меньше растительноядных, а растительноядных меньше, чем растений)

- Почему экологи говорят: “Лес – единое целое?”

ВЫВОД: В природе мы видим множество примеров взаимосвязей животного и растения, при котором оба приносят друг другу пользу.

4. Строение и значение грибов. СЛАЙД 4

- Сейчас мы узнаем, есть ли взаимосвязь между растениями.

- Наши леса славятся грибами.

- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

- Из каких частей состоит видимая часть гриба? Шляпка и ножка.

- Что находится в земле? Грибница.

- Проверим верность наших знаний, прочитав стр.118, 1 абзац.

- Что называют грибницей? (Грибница- это и есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод. Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3-7 дней.)

- Какие названия грибов вы знаете?

- Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева? СЛАЙД 5

- Прочитаем об этом во 2 абзаце текста.

- Что грибница всасывает из почвы? (Влагу с солями и отдает ее деревьям)

- Что грибница не может производить? (Питательные вещества, образуемые при свете в листьях)

- Где гриб берет эти питательные вещества? (Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве. Грибница “выращивает” дерево.)

- Есть ли дружба между растениями? (Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)

ВЫВОД: Растения дружат друг с другом.

- Прочитаем 3 абзац.

- Каково значение грибов в природе?

Роль грибов в природе: СЛАЙД 6

  • Их любит собирать и есть человек
  • В них насекомые откладывают личинки
  • Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
  • Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
  • Ими питаются животные. СЛАЙД 7

- Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.

Вывод: В природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!

5. Физминутка.

6. Несъедобные грибы. Работа в группах. СЛАЙД 8

- Как понимаете народную поговорку: “Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут”?

- Прочитаем 1 абзац на стр.120.

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

- Нам сейчас предстоит работа в группах. В учебнике на с.120 прочитайте памятки, рассмотрите рисунки на стр. 121. “Рисунок1” Найдите и запишите в таблицу отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами.

(Групповая работа. Заполнение таблицы.) СЛАЙДЫ 9-12

Грибы-двойники

Гриб Шляпка снизу Ножка На срезе мякоть Съедобность

1 группа

Белый гриб Белая или желтоватая. Рисунок в виде белой сеточки. Белая. Съедобный.
Желчный гриб Розовая. Рисунок в виде черной сеточки. Розовеет. Несъедобный, очень горький!
Сатанинский гриб Серовато-зеленоватая. Под шляпкой розоватая. Клубневидная с красным сетчатым рисунком. Краснеет и синеет. Ядовитый.

2 группа

Опенок Желтовато-белая с темными пятнышками. Пленочное кольцо, “воротничок” Белая с приятным запахом Съедобный.
Ложный опенок Темная, пластинки зеленоватые. Пленочного кольца нет Желтоватая с неприятным запахом. Ядовитый.

3 группа

Шампиньон Пластинки розовые или фиолетовые Нет мешочка у корня.   Съедобный.
Бледная поганка С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые. Пленочное кольцо под шляпкой. “воротничок”. Клубневидное утолщение с мешочком. С неприятным запахом. Смертельно ядовитый.

4 группа

Лисичка Неровный край, светло-желтые. Не крошатся.   Съедобный.
Ложная лисичка Ровный край, красновато-оранжевые. Полая. Выделяет белый сок. Несъедобный

- Поделимся выводами о различии сходных грибов. (Дети зачитывают сравнительную характеристику грибов, а учитель обобщает ответы групп детей)

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

7. Правила сбора грибов.

- Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы?

- В тетрадях на печатной основе на стр. 31 во 2 задании отметьте знаком плюс верные высказывания.

- Перефразируйте неправильные высказывания в правильные.

- Обоснуйте каждый пункт памятки лесника.

Правила сбора грибов. СЛАЙД 13

  • Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
  • Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
  • Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
  • Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

8. Первая помощь при отравлении грибами.

- Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила 1 помощи при отравлении грибами.

Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса развилась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.

Случай 2. 5-летняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина- отравление бледной поганкой.

- Назовите признаки отравления грибами?

- Что нужно предпринять при отравлении грибами?

- Сверьте свои ответы с верными ответами.

При отравлении грибами: СЛАЙД 14

  1. Немедленно вызвать врача.
  2. Промыть желудок.
  3. Выпить активированный уголь

9. Сбор съедобных грибов в корзинку. СЛАЙД 15

- Отгадайте загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот гриб изображен.

  • Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик- 2)
  • Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята-5)
  • Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички-4)
  • Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик-1)
  • Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой…
  • Собирай меня, не мешкай. Я ведь… (Сыроежка-3)
  • Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый-7)
  • Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок-6)
  • Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик-8)

- Как называются все эти грибы?

- Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

9. Работа с тестом.

- Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны.

  1. Ядовитые грибы лесу не нужны.
  2. Ядовитые грибы надо уничтожать.
  3. В лесу нужны все только съедобные грибы.
  4. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

- Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему выбрали 4 высказывание?

Вывод: В природе лишних растений нет!

9. Итог СЛАЙД 16

- Какая была тема урока?

- Какой вид работы понравился?

- Что узнали нового о грибах?

- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.

10. Домашнее задание. СЛАЙД 17

  1. Рассказ о грибах читать (с. 120-121)
  2. Памятки выучить (с.122)
  3. * Заполнить сравнительную таблицу съедобных и ядовитых грибов по рисункам и памятке в учебнике.

Приложение