Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложений.
  • Закрепить умение различать виды придаточных предложений, определить средства их связи с главным.
  • Усвоить правило расстановки знаков препинания с сложноподчиненных предложениях
  • Применение сложноподчиненных предложений в речи.

Оборудование:

  • словари (толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, словообразовательный словарь, орфографический словарь)
  • памятки
  • словарики (индивидуальные)

Класс разбит на микрогруппы. На столах заранее раскладываются карточки с заданием.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся делятся на пять групп, каждая группа садится за свои столы, где лежат заранее приготовленные задания.

II. Сообщение темы урока и его цели.

III. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

- Какое предложение называется сложноподчиненное?

- Назовите виды придаточных предложений по значению?

- Расскажите о придаточном определительном предложении? Приведите пример.

- Какие придаточные предложения называются изъяснительными? Приведите пример.

- Что вы знаете о придаточном обстоятельственном предложении?

- Какие придаточные предложения присоединяются к главным только с помощью союзных слов.

За каждый ответ группа получает карточку: красную, синюю, зеленую.

IV. Словарная работа.

Слово учителя.

На уроках литературы у вас часто вызывает затруднение задание, требующее составить словесный портрет или характеристику литературного героя.

Выполняя первое задание, разгадывание кроссворда, вы вспомните не только уже знакомые слова, которые можно использовать при описании человека, но и узнаете новые, тем самым пополните свой словарный запас.

Когда вы разгадаете кроссворд (а он у каждой группы разный), вы узнаете ключевое слово. Это слово вы запишите в тетрадь, а один ученик из группы на доске.

По словарю определите его лексическое значение и тоже запишите в тетрадь.

Можете приступить к работе с кроссвордом.

1. Разгадывание кроссворда (приложение 1)

Определить ключевое слово, зашифрованное в кроссворде.

  • 1 группа. Подобрать слова с приставкой БЕС- по его лексическому значению (самолюбивый)
  • 2 группа. По лексическому значению отгадайте слова с приставкой БЕЗ- (чуткая).
  • 3 группа. Подберите антонимы к словам (наивная)
  • 4 группа. Определить слово по его лексическому значению (доброжелательный)
  • 5 группа. Подберите синонимы к словам (независимый).

2. Определить лексическое значение ключевого слова по словарю

  • записать слово на доскеПодобрать синоним
  • составить словосочетание с этим словом (устно)
  • занести слово в словарик

Группа, которая раньше всех выполнила задание, получает карточку.

По мере выполнения задания на доске записываются пять слов. Представитель каждой группы зачитывает лексическое значение своего слова.

Задание классу – подберите устно к каждому слово синоним.

Группа за правильно подобранный синоним получает карточку.

V. Игра “Домино” (приложение 2)

Слово учителя.

Дальше нас ждет занимательная игра “Домино”. У вас в конверте лежат карточки, на которых записаны слова. Среди них наши новые слова. Складывая карточки по принципу “домино”, вы получите предложение с одним из новых слов. А поможет составить предложение схема.

Каждый представитель группы на доске составляет схему предложения, с которым работает его группа.

Группа, которая раньше всех выполнила задание, получает карточку.

Задание для групп

  1. Определить вид придаточного предложения
  2. Записать предложение в тетрадь.

Один ученик читает предложение вслух.

Вопрос к классу: “какой схеме соответствует предложение?”

VI. Работа с текстом (приложение 3).

Слово учителя.

Следующее задание немного сложнее, но тоже очень интересное. Чтобы его выполнить, нужно вспомнить, что такое текст.

Ваша задача: из отдельных предложений

  • составить текст
  • записать его в тетрадь
  • найти сложноподчиненные предложения, определить вид придаточных
  • составить схемы.

Учащиеся, составив текст, записывают его в тетрадь. Один представитель группы составляет схему сложноподчиненного предложения на доске.

Одновременно дается индивидуальное задание для одного представителя группы (вставить пропущенные буквы и знаки препинания). Работа, выполненная на “5” или на “4” приносит группе красную карточку.

Задание.

  1. Расставить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.
  2. Записать текст в тетрадь.
  3. Кто из литературных героев соответствует этой характеристике?
  4. Найти сложноподчиненное предложение и составить схему.
    Предложение прочитать.
  5. Определить вид придаточного предложения.
  6. Прочитать схему.

Представитель каждой группы читает свой текст.

Вопрос к классу:

- Какого литературного героя вы узнали по этой характеристики?

- Что это за произведение и кто его автор?

(М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”.

Характеристики Грушницкого, Веры, княжны Мери, Вернера, Печорина)

- Какую роль при составлении этих характеристик и словесных портретов сыграли сложноподчиненные предложения?

За каждый правильный ответ группа получает красную карточку.

VII. Составление памятки “Если вы хотите понравиться людям…” (приложение 4)

Слово учителя.

Мы с вами недавно читали замечательную книгу писателя, психолога Д.Карнеги. Кто помнит что эта была за книга? (Советы, как понравиться людям.) Сегодня на уроке мы составим памятку из пяти сложноподчиненных предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова и советы Д.Карнеги. В помощь каждой группе дается один совет и схема предложения. Полученное предложение-совет запишите в тетрадь. (Группы работают со своим предложением).

Итак, у каждой группы есть по одному сложноподчиненному предложению-совету как понравится людям. На доске записаны схемы предложений в том порядке, в каком нужно поставить предложения, чтобы получилась памятка.

Представители групп последовательно читают свое предложение, в результате чего получается памятка.

Задание. Составить памятку из 5 сложноподчиненных предложений (каждой группе по одному предложению), используя подчинительные союзы, союзные слова и советы Д.Корнеги:

  1. Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].
  2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).
  3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)
  4. Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)
  5. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].

VIII. Подведение итогов.

- Что повторили, закрепили, узнали нового?

- Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения? (украшают нашу речь, позволяют более полно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, раскрытые ответы, помогают дать яркую характеристику человеку).

- Давайте подведем итоги. Какая группа получила наибольшее число карточек? (Наиболее активные ребята получают оценки.)

IX. Домашнее задание.

Письменно составить характеристику своего друга, использую сложноподчиненные предложения.