Педагогический проект по ручному труду "Интересная бумага"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проблемы: Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.

Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Помочь ребенку открыть себя наиболее полно могут родители и педагоги. А также создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Т.о. учитывая интерес детей к данной проблеме, я разработала проект “Интересная бумага”.Считаю, что работа по данной проблеме будет доступна и интересна детям старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: применение эффективных методов по теме проекта повышает интерес детей к окружающей действительности.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Проблема: интересная бумага – необычная такая.

Цели проекта:

  • Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
  • Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности.
  • Развивать эмоционально – личностную сферу ребенка.
  • Развивать свободную творческую личность.
  • Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
  • Формировать потребности в создании собственной поделки, картины.
  • Учить пользоваться специальной терминологией.
  • Воспитывать интерес к истории создания бумаги, искусству оригами.

Активизация словаря: оригами, аппликация, бумагопластика, наскальная живопись, глиняные дощечки, папирус, тростник, пергамент, шелк, береста, картон, гофрировка, наждачная бумага, “петля”, “конус”, “кулечек”.

 Распределение работы по этапам проекта: 

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап - Подготовительный Определяет цели и задачи,

Осуществляет сбор и уточнение информации,

Выбирает оптимальные варианты,

Составляет план деятельности.

Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем,

Дополняют собственными.

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы Организует работу через занятия с применением эффективных методов и приемов,

Оказывает практическую помощь детям.

Формируют знания, умения, навыки,

Изготовление поделок.

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами.  
4 этап - Презентация проекта “Выставка поделок за год” Организует презентацию проекта через выставку поделок. Участвуют в организации выставки.

Схема осуществления проекта “Интересная бумага”:

Разделы программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры: “Поезд”, “Зоопарк”, “Дом”, “Магазин”, “Ветеринарная клиника”, “В деревне”.

Д/и: “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Где чей дом?”, “С какого дерева ветка?”, “Зоопарк”.

Пальчиковые игры: “Собачка”, “Кошечка”.

Учебно – познавательная деятельность “Путешествие в бумажную страну” – ознакомительное тематическое занятие.

“В мире аппликации” – тематическое занятие.

“Оригами – чудеса” - тематическое занятие.

Художественно – речевая деятельность Загадки о природных явлениях, животных и т.д.

Чтение “Щенок”, И. Токмакова, “Береза” С. Есенина.

Заучивание “Елочка”, “Осень”, “Зима”, “Ласточка”, “Снежный ком”, “Весна идет”.

Рассматривание иллюстраций по темам занятий.

Составление рассказов о своей поделке.

Ознакомление с природой Наблюдение за явлениями природы, за ветками березы, ели, сосны.

Дид/игры: “Парные картинки”, “С какого дерева листок”, “Экологические кубики”, “Зоологическое лото”, “Кто где живет?”, “Когда это бывает?”.

Наблюдения за животным миром “Аквариум”, “Попугай”.

Физическое развитие Подвижные игры: “Петушок и горошина”, “Медведь и пчелы”, “Караси и щука”, “Хитрая лиса”, “Филин и пташки”.
Взаимодействие с родителями Выполнение домашних заданий совместно с детьми.

Выставки детских работ.

Консультации “Животные дома”, “Нужное – ненужное”.

Наблюдение за домашними животными (собака, кошка).

Музыкально–театрализованная деятельность Пение “Елочка”, “Зимние подарки”, “Солнечный зайчик”, “Бравые солдаты”, “Самая любимая”, “бабушка”.

Танцевальные движения “Танец снежинок”, хоровод “Веснянка”.

“Весенний оркестр” – слушание весенних звуков.

ПЛАН–ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Задачи проекта Мероприятия Сроки Ответственные Связи:

Участники

и

союзники

Ресурсы:

Имеющиеся

и

требующиеся

Ожидаемые результаты
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности Беседы,

Рассматривание образцов бумаги, изделий из разных видов бумаги.

Сентябрь - октябрь Воспитатель Родители и дети Образцы бумаги,

Изделия из разных видов бумаги

Расширение представлений о видах бумаги и открытие новых возможностей
Воспитывать интерес к истории создания бумаги, искусству оригами Беседы,

Рассматривание иллюстраций

Октябрь - ноябрь Воспитатель Дети Книги Интерес к истории
Формировать потребность в создании собственной поделки, картины Изготовление различных поделок, картин;

Конструктивная деятельность

В течение учебного года Воспитатель Дети, родители Обеспечение материалами для создания поделок Удовлетворить потребность в создании собственной поделки
Развивать эмоционально–личностную сферу ребенка Занятия,

Составление рассказов

В течение учебного года Воспитатель Дети Обеспечение наглядного материала Развитие эмоционально–личностной сферы
Развивать поисковую деятельности, интеллектуальную инициативу Работа с бумагой,

Занятия

В течение учебного года Воспитатель Дети Материал для деятельности (разные виды бумаги) Умение подбирать материал для деятельности, манипулирование с ним
Развивать творческую свободную личность Занятия В течение учебного года Воспитатель, муз. рук. Дети Материал для занятий Развитие творчества
Учить пользоваться специальной терминологией Занятия В течение учебного года Воспитатель Дети Наглядный материал Обогащение словарного запаса, активизация использования терминологии на занятиях и в повседневной жизни.

 Перечень используемой литературы.

  •  Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”, 1997
  • Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”, 1997
  • Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. 100 поделок из яиц. Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1999
  • Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1999
  • Перевод Кутафьевой Н. Оригами. Бумажный конструктор для детей. Перевод с японского. Выпуск 1. Новосибирск “Студия Дизайн Инфолио”, 1994
  • Гусакова М.А. Аппликация. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 2002. Москва, “Просвещение”, 1977
  • Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2000
  • Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2002
  • Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. Санкт-Петербург: ООО “Издательство “Кристалл”, 1998