Обощающий урок по теме: "Произведения А.С.Пушкина". Литературный праздник "Ай да Пушкин"

Разделы: Начальная школа


Пролог.

Звучит музыка “В гостях у сказки”. На ее фоне за стол садится Пушкин и, взяв перо из чернильницы, задумывается над листом бумаги. Затем он начинает писать.

Чтец 1.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит.
Чтец 2.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Чтец 3.
Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег печальный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Чтец 4.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Чтец 5.
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!
Чтец 6.
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил…
Все уходя со сцены.
Выходит ведущий.

Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена произведениям великого русского поэта А.С.Пушкина. И на празднике мы встретимся с героями его замечательных сказок.

А начинаем мы с игры “Волшебный мешочек”.

(Два помощника-чертенка приносят мешок и ставят его).

Я буду доставать предметы из мешка, а вы должны отгадать, из какой они сказки. За правильные ответы вы получите вот такие дубовые листочки с нашего волшебного дуба. С их помощью легко будет определить лучших знатоков сказок А.С.Пушкина. Итак, начнем.

(В мешке лежат: зеркальце, моток веревки, рыбка, корабль, петух).

Ведущий. Молодцы, ребята, вы точно назвали все сказки. А сейчас давайте заглянем в гости к каждой сказке.

На сцену два чертенка выносят огромную книгу “Сказки А.С.Пушкина” и ставят ее под дубом.

Сценка.

Чтец.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

Рыбка.
Отпусти ты, старче, меня в море.
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Чтец.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
Старик.
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Чтец.
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старик.
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старуха.
Дурачина ты, простофиля
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Чтец.
Вот пошел он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Старик.
Смилуйся, государыня рыбка!
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Рыбка.
Не печалься, ступай себе с Богом,
Будет вам новое корыто
Чтец.
Появилось у старухи новое корыто,
Но ей этого было мало.
Захотела она стать столбовою дворянкой,
А затем и вольною царицей.
А потом – владычицей морскою.
Все желанья исполнила рыбка,
Лишь последнее желанье - не по нраву.
И осталась жадная баба
У разбитого корыта.
Ведущий. Что это за сказка?

Два чертенка открывают книгу на сцене. На первой странице – название сказки: “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Какова главная мысль этой сказки?

А теперь заглянем в другую сказку.

Чтец 1.
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали грозного царя,
Страшный вред ему творя.
Чтец 2.
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Встал и вынул из мешка
Золотого петушка.
Чтец 3.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири - ку - ку,
Царствуй лежа на боку!”
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Ведущий. Как называется эта сказка?

Два чертенка переворачивают страницу книги. На странице название сказки: “Сказка о золотом петушке.

Давайте немного поиграем. Здесь нарисованы две спицы, на них нужно посадить петушков (нарисовать их) с закрытыми глазами.

А теперь следующая сказка.

Пантомима. Балда и Поп изображают встречу на базаре.

Ведущий. Что это за сказка?

Два чертенка переворачивают страницу книги. На новой странице – “Сказка о Попе и о работнике его Балде”.

Чтец.
Делать нечего – черти собрали оброк
Да на Балду взвалили мешок.
Идет Балда, покрякивает,
А Поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный Поп

Послушаем отрывок из этой сказки.
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул Поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился Поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривает с укоризной:
- Не гонялся бы ты, Поп, за дешевизной

Ведущий. Чему учит эта сказка? А теперь вспомним следующую сказку.

Чтец 1.
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церками,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра – чистый изумруд.

Чтец 2.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,

Белку холят, берегут
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор -
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.

Чтец 3.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам-де в гости собирался,
А доселе не собрался.

Ведущий. Как называется эта сказка?

Два чертенка открывают страницу с названием сказки – “Сказка о царе Салтане…”.

Давайте отгадаем кроссворд по этой сказке. Эй, бесята, где бочка?

Два чертенка выносят кроссворд, нарисованный на бочке-ватмане.

По горизонтали:

  1. Остров, на который выбросило бочку. (Буян.)
  • Женой Гвидона была царевна - … (Лебедь.)
  • Как звали дядьку 33 богатырей? (Черномор.)
  • Отец Гвидона. (Салтан.)

По вертикали:

  • Кого Гвидон ужалил в нос, когда был шмелем? (Бабариха.)
  • Кем был Гвидон, когда первый раз полетел к Салтану? (комар.)
  • В кого он превратился во второй раз? (муха.)

Ведущий. И вот перед нами последняя сказка. Кто помнит, как она называется?

Два чертенка открывают последнюю страницу, где написано – “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Сценка.

Чтец .
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет.
К красну солнцу, наконец
Обратился молодец.

Елисей.
Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.

Солнце.
Свет ты мой,
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее приметил.

Чтец.
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.

Елисей.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?

Месяц.
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала.
Погоди, об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.

Елисей.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?

Ветер.
Там, за речкой тихоструйной,
Есть высокая гора,
В ней – глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста.

Ведущий. Вспомните, чем закончилась сказка?

Стук в дверь. Входят сказочные герои: Балда, Гвидон, Рыбка, Царевна, Звездочет.

Балда. Я попа проучил.

Гвидон. Я мать с отцом соединил.

Рыбка. Я все желанья исполняла.

Царевна. Я в гробе мертвою лежала.

Звездочет. Я петушка Дадону дал, а он слова не сдержал.

Ведущий. Ребята, давайте угадаем, кто из какой сказки.

Каждый герой по очереди выходит вперед, а дети называют сказку.

Балда. Мы очень, очень рады,

Гвидон. Что вы узнали нас.

Рыбка. Обратно в наши сказки

Царевна. Вернемся мы сейчас.

Звездочет. Но вы о нас не забывайте,

Все. И наши сказки почаще читайте!

Два чертенка закрывают книгу и оставляют ее под дубом.

Ведущий. А теперь давайте еще раз проверим, как хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.

Викторина по сказкам.

  • С кем разговаривал Елисей, когда искал царевну?
  • Какие чудеса были в городе Гвидона?
  • Какую плату назначил Балда за работу?
  • Что просила старуха у золотой рыбки?
  • За что царица-мачеха хотела погубить царевну?
  • Для чего предназначался золотой петушок?
  • Какие задания давали черти Балде?
  • Какие слова говорила царица-мачеха зеркалу?
  • Где встретились поп и Балда?
  • Где жили старик со старухой?
  • Почему умерла царевна?
  • В кого превращался Гвидон?
  • Кто помог Елисею найти невесту?
  • За что был наказан царь Дадон?

Ведущий. Молодцы! Вы очень хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. А сейчас мы посмотрим, кто из вас лучший знаток сказок.

Подведение итогов. Награждение.

Ведущий. А.С.Пушкин был истинно русским поэтом, человеком. Люди помнят его неоценимый вклад в литературу. В его стихах – любовь к Родине, к свободе, к жизни, вера в светлое будущее. Люди будут всегда помнить и чтить замечательного поэта и его удивительные, прекрасные стихи.

Эпилог.

Снова стол. Сидит Пушкин и пишет

Чтец.
Я памятник себе воздвиг не рукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Пушкин берет лист бумаги, кладет перо и выходит.