Профильное и предпрофильное образование в сельской школе

Разделы: Администрирование школы


I. Анализ исходной ситуации, замысел и теоретическое обоснование проекта.

МОУ “Тубинская средняя общеобразовательная школа” открыта в 1971 году. В 2007-2008 учебном году в ней скомплектовано 15 классов, из них на I ступени 110 учащихся, на II ступени- 111, на III ступени- 48, соответственно, всего учащихся -269, из них в 9-м классе -30, в 10-м классе -21, в 11-м классе -28 учащихся.

Социальный состав родителей: служащие 6%, рабочие 61%, не работают 3% и другие 28%. Культурно – образовательный уровень семей средний. Возраст родителей в среднем 35 лет. Результаты социального исследования свидетельствуют о том, что 23% родителей хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ; 38 % желали бы, чтобы их ребенок обучался в профильном классе; 62% учащихся и 71% родителей изъявили желание продолжить образование на III ступени обучения в своей школе.

С 2004 года школа работает в инновационном режиме, принята Программа развития, которая определила перспективное развитие по этапам (школа адаптивной модели, школа – экспериментальная площадка, школа – лаборатория, саморазвивающаяся школа). Сегодня в школе осваивается этап – школа - экспериментальная площадка. Одним из исследовательских проектов на базе, которого, будет развернута экспериментальная деятельность по профилизации образовательного процесса и будет данный проект, включающий в себя организацию и проведение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Задачи школы по развитию инновационных процессов тесно связаны с профильной школой, так же ориентированы на достижение предметных умений и навыков, развитие способности самостоятельно делать ответственный выбор, развитие субъектности, личностного потенциала.

Профильное обучение в нашей сельской школе предстоит реализовывать в сложных социально-экономических условиях: дефицита бюджета, экономической нестабильности, сокращения занятости трудоспособного населения, сокращения средств на оплату учителям, ведущих профильные предметы, элективные курсы, учебную практику. К возможным рискам при введении проекта в жизнь могут быть:

- разрыв между потребностями рынка труда в специалистах и их подготовкой (не все выпускники будут востребованы на рынке труда);
- деформация сущности профильного обучения (система профильного обучения может сузиться до углубленного изучения предметов, или снизиться уровень учебно-познавательной и исследовательской деятельности школьников);
- опасность разрушения классно-урочной системы, что повлечет трудности в составлении расписания;
- угроза здоровью учащихся в связи с перегрузкой;
- использование профильных классов как своеобразных курсов подготовки учащихся к ВУЗу, в этом случае не развиваются природные возможности, склонности, способности, что является одной из целей профильного обучения;
- формализм и бумаготворчество в оформлении портфолио учащихся, что может породить нездоровую конкуренцию.

Эти и другие проблемы, связанные с ограничениями и рисками в реализации профильного обучения стали предметом широкого обсуждения в коллективах детей и взрослых, школьного и поселкового сообщества. Мы понимаем, что современная организационная перестройка системы образования, приоритеты, задаваемые концепцией структуры и содержания общего среднего образования, требуют внедрять идею профилизации как направление вектора развития ее старшей ступени. Обновление старшей школы состоит в том, что образование здесь становить более дифференцированным. Оно должно “работать” на обеспечение дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивать индивидуальные особенности личности школьника.

Профильное обучение в современном его виде еще не имеет соответствующее психолого–педагогическое обоснование. Коллектив ищет ответы на такие вопросы как: что мы ждем от профильного обучения? Каковы критерии отбора его содержания? Есть ли взаимосвязь между развитием потенциальных возможностей и ученика и содержанием профильного образования? способствует ли такое обучение повышению качества образования? Ответ на эти вопросы позволит определить формы и пределы дифференциации содержания образования в старших классах в соответствии с целями и задачами обучения. В рамках исследовательского проекта общая цель представлена как развитие творческого потенциала учеников профильных классов средствами учебного содержания.

II. Концептуальные основания проекта..

Современная профильная школа XXI века призвана не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в субъектной деятельности.

В школе особым образом будет сформирован учебный план. Основное внимание в учебном плане школы акцентируется на создании целостной системы развития, самоуправления и саморегулирования личности школьника средствами учебных предметов и дополнительного образования через обучение и воспитание в основной школе, классах предпрофильной и профильной подготовки. Разработка инварианта и вариативной части учебного плана в такой малочисленной школе как наша, имеет свои особенности. В 10-11 классах за основу берется примерный учебный план для универсального обучения, где время, отведенное на факультативные курсы в 10-11 классах, частично используется для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана. Освоение общеобразовательных учебных курсов проходит по классам в составе постоянных одновозрастных коллективов (ОВК). Освоение же профильных и элективных курсов во временных смешанных разновозрастных коллективах (РВК), состоящих одновременно из учащихся 10-11 классов. Исходя из общего количества учащихся III ступени образования(около 40 учеников), представляется возможной организация следующей профильной направленности: гуманитарной, естественнонаучной, физико-математической. Для учащихся, не пожелавших заниматься по программам профильного обучения, создается группа общеобразовательной направленности.

Модель профильного обучения в составе РВК не предполагает изменения содержания общеобразовательных курсов, поскольку их изучение проходить в одновозрастных постоянных коллективах (классов). Структура профильных и элективных курсов сориентирована на крупноблочное планирование учебного материала и создание двух (по количеству классов) вариантов программ, что обеспечивает равную степень освоения профильных и элективных курсов. Такой подход предполагает повторное “прокручивание” ядра предмета, что дает возможность его эффективного усвоения.

Обучающийся в 10-11 классах выбирает один учебный предмет на профильном уровне. Исходя из выбранного предмета, учитель разрабатывает программу элективного курса (по заданной схеме). Региональный компонент в 10-11-х классах представлен количеством часов, отводимых на его изучение. Элективные учебные компоненты – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные курсы вводятся с 9 класса. В 2006-2007 уч.г. в школе введены элективные курсы; “Функции: просто, сложно, интересно” (16ч.)” Красавицы функции и их графики”(6ч.),”Курс пользователя ПК”(34ч.),”Способы решения расчетных задач по химии”(16ч.),” Экология квартиры”(17ч.),” Земля Иркутская в давние времена”(12ч.),” Основы поэтики”(34ч.). Они (ЭК) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕЭГ; происходит “надстройка” профильного учебного предмета, который становиться в полной мере углубленным; удовлетворяются познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Руководствуясь Концепцией модернизации российского образования, Программой развития школы с 2006-2007 уч.г. на старшей ступени ввели профильное обучение по модели сетевой кооперации(10 класс). Данная модель позволяет реализовать многопрофильное обучение в рамках кооперации МОУ “Тубинская СОШ”, ПУ-42(кулинария), ПУ-66(пользователь ПК, лесовод), автошкола(водитель), Усть-Илимского филиала КГТУ, основанную на договорах о взаимном сотрудничестве. Исходя из интересов учащихся, родителей, социума, потребностей базового предприятия поселения, в 10 классе ввели агро-технический профиль, обучение по специальности “Лесовод”.

При создании профильных разновозрастных групп, мы изучаем запросы старшеклассников и соотносим их с нашими возможностями. Перенимаем опыт других школ, уже открывших такие группы и не один год сотрудничающих с ВУЗами, чтобы избежать их ошибки. Школа имеет свои особенности (малочисленная, удалена от центра, находиться в поселке), поэтому пути реализации профильного обучения отличны от “больших” городских, сельских школ. Задачи профильного обучения:

- обеспечить учащимся выбор индивидуальных образовательных программ (траектории);
- обеспечить успешную социализацию учащихся;
- предоставить школьникам возможность углубленно изучать отдельные дисциплины полного общего образования для подготовки к высшему и среднему профессиональному образованию.

В ближайшие три года в школе будет преимущественно развивать первый тип профильного обучения – индивидуальный. Он обеспечит реализацию учащимся своей образовательной траектории, не обязательно выводящий на послешкольное образование. Возможность развития третьего типа – предвузовского, обеспечивающего подготовку учащегося к поступлению в ВУЗ. При условии создания материальной базы, будет развиваться второй тип – социализирующий, готовящий учащегося к трудовой деятельности, а также к получению начального и среднего профессионального образования. Начало подобной деятельности уже положено в 2006 году. С понедельника по пятницу 10, 11 классы занимаются в одновозрастных классах, в субботу - в профильных разновозрастных группах. Такая организация труда позволит чередовать одновозрастное и разновозрастное обучение, при этом учащиеся побывают в разных социальных ролях; происходит взаимное компенсирование недостатков постоянных (закрытых систем) и временных коллективов; сохраняется баланс между “я должен” и “я хочу”. Такая структура отношений в значительной степени оздоравливает общий “климат” школы.

Изучение предметов профильных курсов в 10-11 классах предполагает двухгодичный цикл, обеспечивает эффективное усвоение. Для выполнения данной задачи возникла необходимость перехода на крупноблочное планирование содержание образования и создание нескольких (в нашем случае двух) вариантов программ (программы I, II). Ученик А может начать изучение профильного и элективного курсов с варианта I. В следующем учебном году младший на год ученик Б вместе со старшим учеником А будут изучать вариант II, а на другой год – вариант I. Любая из последовательностей изучения программ (I – II, II - I) обеспечивает равную степень освоения общеобразовательных и профильных курсов. Такой подход предполагает двукратное и двухлетнее “прокручивание” ядра предмета, что обеспечивает его эффективное усвоение, так как соблюдается разумный баланс между “целостностью” (В.В.Розанов) и “эпизодичностью” (С.И.Гессен) подачи знаний, баланс между интеграцией и дифференциацией.

Разновозрастная и разноуровневая организация профильного обучения предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности, что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой – интенсивность развития (при преодолении трудностей).технологически это предполагает регулярное чередование обучения, взаимообучения и самообучения (учения), контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, оценки, взаимооценки и самооценки. Также предполагается чередование индивидуального обучения с групповым и коллективным, а группового и коллективного – с фронтальным.

Установлением сотрудничества с ВУЗом, решением для мотивированных, определившихся в своем профессиональным выборе старшеклассников, проблемы поступления, замыкается последнее звено цепочки непрерывного образования, начатой еще с ДОУ. ДОУ начальная школа основная школа средняя школа ВУЗ, СУЗ.

Выделим основные задачи третий ступени в рамках развития и становления нашей школы:

  1. Завершить формирование единой естественнонаучной картины мира, реализуя интегративно-гуманитарный подход к образованию и воспитанию
  2. Сформировать у старшеклассников навыки научного исследовательского труда, информационных, интеллектуальных, организационных, коммуникативных умений, способности к самостоятельному добыванию знаний.
  3. Сформировать научное мировоззрение, комплексное, системное мышление, в том числе экономическое и экологическое.
  4. Проведя психолого-педагогическую диагностику профессиональной интеллектуальной деятельности, реализуя принцип непрерывности образования, соблюдая нормативно-правовую базу, открыть профильные разновозрастные группы.

В результате, создаваемая нами инновационная школа с многоуровневым обучением, интегративно-гуманитарным, личностно-ориентированным подходом к процессам обучения и воспитания должна вносить вклад в развитие: образовательной подготовки школьников (целостной системы знаний, специальных и общеучебных умений и навыков); воспитанности (основ мировоззрения, мотивации, опыта деятельности, сформировать систему отношения к себе, обществу, общечеловеческим ценностям); психических функций (интеллекта, эмоциональности, воли, умения самовыразиться; умение увидеть новое, и с учетом этого перестраивать свою деятельность, умение адаптироваться); креативности, творческих способностей личности; здоровья, здорового образа жизни (профилактика и по возможности – коррекция психических и телесных недугов).