Образовательный проект "Эстетика"

Разделы: Работа с дошкольниками


Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. В последние годы уделяется все большее внимание вопросам взаимосвязи искусств в педагогическом процессе (работы А.Н.Бурова, С.М.Каган, П.М.Якобсона, Б.П.Юсова, Р.М.Чумичева, Т.И.Хризман и др.). Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства – литературы, театра, музыки, живописи, кино – дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект. В процессе приобщения детей к разным видам искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем мире: общественных явлениях, природе и т. д.

Детство – это период развития творчества ребенка. Что же представляет собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество – есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное.

Еще в конце XIX века детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов искусствоведов, как у нас в России, так и за рубежом.

Виднейший психолог Б.М. Теплов писал: “Одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться, как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то часть творческой деятельности была направлена на создание “продукта” деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей, социальной ценности”.

Одно из условий проявления творчества – организация интересной, содержательной жизни ребенка: общение с искусством, богатство и разнообразие форм работы, материальное обеспечение, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества.

Тем не менее, воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование потребности творить и развиваться могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ “ЭСТЕТИКА”

направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности детей, на выявление индивидуальных способностей, умения самовыражаться через различные формы деятельности. Для воспитанников конкретного детского сада в возрасте от 5 до 7 лет

Организацию работы по реализации проекта проводят:

  • Воспитатель – руководитель литературного кружка “Говорушки”,
  • Педагог – специалист по изобразительной деятельности,
  • Музыкальный руководитель.

К участию в проекте привлекаются:

- Заинтересованные члены педагогического сообщества;

- Родители, другие члены семей воспитанников;

- Представители культурной общественности города (местные поэты, художники, скульпторы, фотохудожники, артисты народного театра, композиторы, музыканты и др.);

- Все желающие.

Цель: Cоздание условий для формирования общей духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка посредством различных видов искусства.
  2. Активизировать творческий потенциал личности ребенка.
  3. Вырабатывать навыки восприятия произведений различных видов искусства.
  4. Выявлять и развивать способности детей к самовыражению, самоорганизации через различные формы творчества.
  5. Стимулировать творческую свободу, эмоциональную раскованность.

Направления развития личности при реализации проекта

Развитие в

театральной

деятельности

Развитие в

музыкальной

деятельности

Развитие в

изобразительной деятельности

Развитие в

речевой

деятельности

Организационно-содержательная деятельность при реализации проекта

Способность к
самовыражению
и
самореализации
через различные
формы
творчества

Творческая
активность

Произвольность
регуляции
поведения,
волевое начало,
ответственность

Эмоциональная
раскованность

Сформированность
эстетического
вкуса и
общей духовной
культуры

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

КОНКУРСЫ

Мини-сад” /март 2007 г/

Фото “Счастливая семья“ /январь 2007 г/

“Семейное шоу” /октябрь 2007г/

“Уральская принцесса” /март 2008 г/

“Сам себе режиссер /апрель 2008 г/

“Кукла, сделанная своими руками” /февраль 2009 г/

Фото “Я на море” /октябрь 2009 г/

Конкурс чтецов /ежегодно декабрь/

ВЫСТАВКИ И ВЕРНИСАЖИ

Выставка “Хобби наших родителей” /апрель 2007 г/

Вернисаж “Моя мама” /март 2007 г/

Вернисаж “В мире цветов” /август 2007 г/

Выставка “Секреты бумажной фантазии” /февраль 2008 г/

Выставка “Писанка – символ солнца” /апрель 2008 г/

Вернисаж “Кто вышел из яйца” /апрель 2008 г/

Вернисаж “Летнее раздолье” /июнь 2008 г/

Вернисаж “Осенняя береза” /сентябрь 2008 г/

Вернисаж “Люблю природу русскую” /ноябрь 2008 г/

Выставка “Золотая Хохлома” /февраль 2009 г/

Вернисаж “Царство Нептуна” /май 2009 г/

Выставка “Хобби наших педагогов” /сентябрь 2009 г/

Вернисаж “А зовут ее Дымкой” /октябрь 2009 г/

ЕЖЕГОДНО

“Осенний букет” /август/

“Осенняя фантазия с грядки” /сентябрь/

ДЕТСКИЙ МЮЗИКЛ

“Откуда взялись цветы” /октябрь 2007 г/

“Как встретились зима и лето” /апрель 2008 г/

“Музыка русских узоров” /ноябрь 2009 г/

ГАЗЕТА “ДЕТСКИЙ ГОРОДОК”

“Мама – солнышко моё” /март 2007 г/

“Цветочная фантазия” /июнь 2007 г/

“Что такое год?” /январь 2008 г/

“Все мы моряки” /октябрь 2009 г/

ТЕАТР ДЕТСКОЙ МОДЫ

“Цветочный серпантин” /сентябрь 2007 г/

“Времена года” /ноябрь 2008 г/

“Море волнуется раз...” /апрель 2009 г/

“Русские узоры” /сентябрь 2009 г/

ДЕТСКИЙ ЭРМИТАЖ

“Натюрморт” /февраль 2007 г/

“Дети на картинках великих художников” /декабрь 2007 г./

Времена года. Пейзажи“ /май 2008 г/

“Восход-закат” /октябрь 2008 г/

“Море” /апрель 2009 г/

ПРАЗДНИКИ

“Легенды и были о цветах” /апрель 2007 г/

“Приключения куриного яйца” /май 2008 г/

“Праздник детских стихов” /сентябрь 2008 г/

“Все цвета радости” /январь 2009 г/

“Праздник Нептуна” /июнь 2009 г/

“День воды” /июль 2009 г/

МУЗЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

“Какие бывают открытки” /январь 2007 г/

“Мода из комода или бабушкин сундук”/май 2007 г/ “Яйцеград” /май 2008 г/

“Русские умельцы” /октябрь 2008 г/

“Игрушки” /март 2009 г/

“Морская история” /сентябрь 2009 г/

КОНЦЕРТЫ И ФЕСТИВАЛИ

Концерт “Что такое год?” /март 2008 г/

Фестиваль “Жемчужина” /март 2009 г/

Литературный фестиваль “Радуга” /ноябрь 2009 г/

ТЕАТР

“Сказка о волшебном цветке” /апрель 2007 г/

“Приключения в морском царстве-государстве” /апрель 2009 г/

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Стартовал проект в 2007 году. Планируемый срок реализации проекта – 3 года.

План реализации проекта на 2007 год представлен в таблице 1 (приложение 1), он составлен с учетом усложнения форм участия воспитанников в мероприятиях, чем обеспечивается возможность проявления формируемых качеств на более высоком уровне, по сравнению с предыдущими мероприятиями.

Реализация проекта в 2008 и 2009 году предполагается по такой же схеме, но с учетом изменившихся возрастных особенностей младших участников проекта и сформированной у них эстетической культуры.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект можно считать эффективно реализованным при формировании ключевых компетенций на высоком и достаточном уровне у 75% воспитанников.

Для текущего мониторинга формирования компетентностей у воспитанников планируется использовать таблицу 2 (приложение 1), в которой возможно наглядно проследить индивидуальный рост ребенка в течение реализации проекта. Планируется применять уровневую оценку индивидуальных достижений воспитанников:

  • Высокий уровень (красный*)
  • Достаточный уровень (зеленый)
  • Средний уровень (желтый)
  • Низкий уровень (синий)

* Для удобства восприятия и наглядности информации возможно применение цветового обозначения уровней в таблице.

При анализе проведенного мероприятия и участия в нем детей педагоги и сообщество участников отмечают положительные стороны и выявленные проблемы в развитии воспитанников. Намечаются возможные действия по исправлению ситуации.

По итогам года детям – участникам проекта вручаются удостоверения, в которых указаны личные достижения воспитанников (приложение 2) и выпускается сборник лучших детских работ (стихи, фото поделок, рисунки, рассказы, эскизы костюмов, их фото и т.д.). В приложении 3 представлены стихи, сочиненные детьми для газеты “Мама – солнышко мое” и выбранные для итогового сборника.