Семинар-практикум «Агрессия в естественных условиях»

Разделы: Классное руководство


Психологи, педагоги, классные руководители и администрация школ не могут решить вопрос, каким образом, возможно, снизить агрессивное поведение воспитанников? Подобрать психолого-педагогические и организационные мероприятия, которые помогут продуктивно решить спорные вопросы? Конфликтные ситуации?

Агрессивное поведение-явление сложное. Причин обусловливающих его, множество, выделяют социальные, психологические и биологические. В обществе бытует мнение, что в первую очередь дети попадают под отрицательное влияние сверстников, но практика доказала, что самое большое влияние оказывают именно взрослые, которые окружают детей. Следовательно, профилактическую работу необходимо начинать с взрослых людей.

Так как в настоящее время педагоги очень часто сталкиваются с агрессией и конфликтными ситуациями в образовательном учреждении, то начинать профилактическую работу в данном направлении, было решено с психолого-педагогической поддержки педагогов и классных руководителей.

Цель – изучение агрессии, психолого-педагогическая поддержка учащихся и педагогов.

Задачи:

  • изучить характеристику агрессии, её видов и форм, специфику проявлений;
  • ознакомиться с особенностями и причинами детской агрессивности;
  • выявить характерологические особенности агрессивных детей;
  • определить взаимосвязь психологической защиты и агрессии;
  • обучить педагогов конструктивным поведенческим реакциям.

Содержание семинара- практикума:

I блок теоретический

  • понятие агрессии;
  • причины возникновения агрессии;
  • виды и формы агрессии;
  • диагностические метод выявления предрасположенности к различным типам негативного поведения;
  • специфика проявления агрессии;
  • особенности семей агрессивных детей;
  • критерии агрессивности и характерологические особенности;
  • взаимосвязь психологической защиты и агрессии.

II блок практический

  • анализ и разбор педагогических ситуаций;
  • упражнения, направленные на обучение педагогов способам разрядки негативных эмоций;
  • средства для преодоления беспокоящих переживаний;
  • приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми.

Семинар – практикум рассчитан на 4-6 часов, предоставлен сокращенный вариант. По желанию педагогов, классных руководителей, специалистов ППМС службы, данный материал может быть изменен по заявленному количеству времени. Для этого составлен список литературы, которая может быть использованна в качестве дополнительного материала.

I блок теоретический

Понятие “Агрессия”.

Агрессия – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряжённости, подавленности, страха и т.п.).

Тема агрессии всегда вызывала интерес исследователей. Но, несмотря на высокий интерес, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения.

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна. Мы, как никто другой, видим, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше и больше, с ними трудно работать, и, зачастую мы просто не знаем, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такое педагогическое воздействие не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. В последнее время детей, которые обнаруживают в своём поведении элементы агрессии, выставляются за дверь класса.

Мы, взрослые не любим агрессивного поведения детей. Подобные дети нас раздражают. А между тем, специалисты, изучавшие агрессивных детей, пришли к выводу:

Ребёнок с деструктивным поведением, человек которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищённости, обиды…. У него часто низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом. Он думает, что это единственный путь, способствующий выживанию” [ 3; 47 ].

Дети черпают знания о моделях поведения из 3-х источников.

Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Второй – агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения (“я самый сильный – и мне всё можно”). Доказано, что дети посещающие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили. (Р. Бэрон)

Третий, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя.

Большинство исследователей агрессии вычленяют её различные формы и типы.

Так Э. Фром считает, что существует два вида агрессии – “доброкачественная” и “злокачественная”. Первая проявляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. “Злокачественная” агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности.

Басс ввёл деление агрессии на вербальную и физическую. Что указывает на использованную в каждом случае систему органов: вербальная - речевые средства, физическая – произвольная мускулатура, основное звено которой приходится на группу мышц кисти и руки.

К вербальной агрессии относится: многочисленные отпоры; отрицательные отзывы и критические замечания; выражения отрицательных эмоций (недовольство другими в форме брани, затаённой обиды, недоверия, ярости, ненависти, когда эти описания не служат для простого описания эмоционального состояния); высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания (“Я больше всего хотел бы убить его”) или в форме проклятия; оскорбления; угрозы, принуждения, вымогательства; упрёки и обвинения.

Другим сечением категорий агрессивного поведения служит деление на прямые и косвенные агрессии (Басс). Прямая непосредственно направлена против жертвы. При косвенной агрессии жертва не присутствует, а против неё, например, распространяется клевета или агрессия направлена не против самой жертвы, а объектов-заменителей, представителей её круга. При косвенных агрессиях можно, например, отрицательно отзываться о работах жертвы.

Одна из форм агрессивных реакций – негативизм. Это оппозиционная мера поведения, обычно направлена против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных правил и обычаев, норм и требований.

Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, задиристости. А может быть “затаённым”, имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.

Типичное состояние агрессии характеризуется острым, аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, в некоторых случаях желанием на ком-то или чём-то “сорвать зло”. Довольно распространённым проявлением агрессии служит грубость (в разных формах).

Для выявления предрасположенности к различным типам негативного поведения, можно воспользоваться диагностическим тестом Басса А. и Д. Арки.

Специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях возрастного развития.

Современный ребёнок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям. Это связано с темпом и ритмом технико-технологических преобразований. С насыщенным характером информации, с экологическими кризисами, с резким расслоением общества.

Проявлению агрессивности способствует безответственная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и теле- фильмов, заполненных сценами насилия, обмана.

Каждый ребёнок – это неповторимый мир. И мы знаем, что гормональное развитие девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Например: процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длиться 3-4 года, а не 4-5 лет. Но мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.

Данные психологов разных стран свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступков находятся в отношении 10:1. Что обусловлено общими особенностями и закономерностями развития и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, на которые влияют социальный фактор и уровень развития общества. Перед вами материалы о проявлениях агрессивности у ребят в подростковый период (Приложение 1).

В целом в нашем обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Микроклимат семьи зачастую не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищённости. В семьях имеет место жестокое обращение с детьми. Некоторые родители принуждают детей к послушанию; другие не интересуется потребностями ребёнка; третьи – переоценивают ребёнка и недостаточно его контролируют.

Особенности семей агрессивных детей.

  1. Разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми.
  2. Отцы демонстрируют модели агрессивного поведения.
  3. Матери не требовательны. Дети не имеют чётких обязанностей.
  4. Модели воспитания в семье часто противоречат друг другу.
  5. Основные воспитательные средства: физическое наказание, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений, отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви в случае проступка.
  6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения детей.

Диагностические критерии агрессивности детей младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и подростков перед вами (Приложение 2).

Характерологические особенности агрессивных детей.

Можно выделить следующие характерологические особенности агрессивных детей:

  • часто воспринимает ситуации как угрожающие;
  • настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
  • не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;
  • всегда винят окружающих в своём деструктивном поведении;
  • в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества…) отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо;
  • склонны не брать на себя ответственность;
  • в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;
  • слабо контролируют свои эмоции;
  • имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;
  • не умеют прогнозировать последствия своих действий;
  • положительно относятся к агрессии, т. к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Взаимосвязь психологической защиты и агрессии.

В ответ на чувство страха, тревоги, вспышек агрессии ребёнок уже с 6 лет выучивается пользоваться защитными реакциями, чтобы скрывать или маскировать свои чувства продолжают поступать так и в подростковом возрасте. Такие механизмы помогают справиться нервной системе с возникшим эмоциональным напряжением, но не дают решение проблемы. К защитным реакциям (внешне наблюдаемые в поведении) можно отнести:

Отказ (пассивный протест) – проявляется в отстранении от близких людей, отказе от пищи, в уходах из дома. Его наиболее яркие черты – заторможенность, неподвижность, неконтактность. У подростков пассивный протест обнаруживается в немотивированном отказе от выполнения требуемых действий. В редких случаях, в качестве реакции на тяжелую, непереносимую обстановку, подростки совершают попытки самоубийства (агрессия направленная на себя).

Оппозиция – активный протест ребёнка против норм и требований взрослых – наблюдается при утрате или снижения внимания со стороны близких. Обычно оппозиция провоцируется обидой, неудовлетворением капризов, просьб. Дети постарше на высоте вспышки способны разрушить всё, что попадает под руку, нападают на тех, кого считают виновниками своих переживаний. Иногда реакция активного протеста выражается отдельными враждебными поступками: повреждением вещей “обидчика”, нанесение телесных повреждений или оскорблениями, наговорами, мучительством животных. Если эта защитная реакция сохраняется у подростков, то она может появиться в непонятных кражах, интересе к алкоголю, наркотиках, суицидных демонстрациях.

Имитация – подражание определённому лицу, любимому герою. Чаще всего школьники имитируют поведение родителей, старших членов семьи, взрослых или подростков из ближайшего окружения.

Компенсация – это отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие успехи. Например, плохой ученик успокаивает себя тем, что он “зато” побеждает в драках, “дура дурой, но “зато” красивая. Ребёнок может стать враждебным, желая расплатиться с теми, кто его отвергал или же стать сверхпослушным.

Эмансипация – это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность и свобод. Такая защита появляется когда взрослые предъявляют ребёнку необоснованные претензии, чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту или уровню развития.

II блок практический

Анализ и разбор педагогических ситуаций.

Ситуация №1: Что я буду делать, если во время уроков один из учеников, начинает без повода хамить и огрызаться в разговоре со мной…

Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?

Ситуация №2: Ученик во время урока занимается посторонними делами. Я пытаюсь спокойно объяснить, что этот материал труден для самостоятельного обучения, но ребёнок не слышит меня. И тогда я…….

Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?

Ситуация №3: Что я буду делать, если во время перемены двое из учащихся начали бить друг друга. Тогда я….

Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?

Упражнения, направленные на обучение педагогов способам разрядки негативных эмоций

(Приложение 3).

Средства для преодоления беспокоящих переживаний

(Приложение 4).

Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми

(Приложение 5).

Список литературы.

  1. Бэрон Р., Ричардсон, Д. Агрессия. – СПб., 1999
  2. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Под редакцией И. Соковни.. - М., 2002
  3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 2003
  4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д., 2003