Особенности формирования ключевых компетенций на раннем этапе обучения. Обучение аудированию как одной из составляющих речевой компетенции

Разделы: Иностранные языки


Последние годы ощущаться основательная необходимость в практическом владении иностранным языком специалистами в различных областях производства и культуры. Одним из резервов повышения эффективности обучения иностранному языку, чтобы обеспечить потребности общества, является раннее обучение.

В последнее время все больше внимания уделяется вопросам содержания обучения на начальном этапе. Начался процесс массового внедрения раннего обучения иностранным языкам, в результате которого должны быть заложены прочные основы для дальнейшего изучения иностранного языка. Обучение должно быть качественным и развивающим, ориентированным на самого ученика. Именно на раннем этапе обучения должны быть заложены прочные основы всех компонентов содержания обучения.

 Начинать обучение иностранному языку следует с аудирования, так как это первый навык, который ребенок начинает усваивать. Обучение происходит главным образом за счет того, что ребенок слышит на уроке. В этом смысле аудирование чрезвычайно важно для учащихся начальных классов, так как обеспечивает детей богатым языковым материалом и речевыми образцами, которые они затем будут использовать для построения своего собственного высказывания. Чем больше учитель говорит на уроке на английском языке, тем лучше разовьются произносительные навыки учащихся

Младшие школьники, приходя на уроки английского языка, имеют уже хорошо сформированные навыки, необходимые в интеллектуальной, эмоциональной и социальной сферах жизни. Они умело владеют некоторым словарным запасом на родном языке, чтобы творчески его использовать, обладают богатой фантазией и воображением, понимают разницу между реальностью и вымыслом, могут работать в группе и учиться у других. Из опыта известно, что дети такого возраста способны понять сказанное, не понимая каждое слово в отдельности. Интонация, жесты, мимика, выражение лица – все это помогает им понять незнакомые слова, а под час и фразы. У них хорошо развита долговременная память: то, что они заучили, помнят достаточно долго. Но детям младшего школьного возраста трудно достаточно долго заниматься одним и тем же видом деятельности, а иноязычным особенно, так как у них короткий период внимания и концентрации. Учителю необходимо разнообразить виды работ. Самое главное – не перегружать учащихся работой во время аудирования.

Принимая во внимание аспекты психологии младших школьников, можно выделить следующие основные критерии подбора материалов по аудированию:

  • Длина текста для аудирования
  • Скорость чтения текста диктором
  • Содержание текста
  • Языковой уровень учащихся
  • Тематика текстов
  • Возраст учащихся
  • Четкость произнесения диктором
  • Внешние шумы
  • Четкие изучаемые модели

Не стоит забывать о том, что учащимся необходимо слушать тексты, начитанные разными голосами, лучше всего сверстников( для того, чтобы задание было более приближено к реальной жизни и имело коммуникативную направленность), и с разным произношением, так как одна из целей аудирования – помочь учащимся в будущем справиться с трудностями аудирования в реальной жизни.

Учащиеся младшего школьного возраста способны запоминать достаточно объемный языковой материал. Запоминание лучше происходит только в том случае, когда у учащихся создана соответствующая установка, и им очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Игра – естественное состояние малышей. Игровая деятельность является ведущей для детей младшего возраста.

 Известно, что дети с удовольствием делают то, что им интересно. Важнейшей движущей силой, способной вызвать интерес ребенка к занятиям иностранным языком и стимулировать слушание, является игровая ситуация. Именно в условиях увлекающей ребенка игровой ситуации с легкостью реализуется такие возрастные особенности, как яркое воображение, любовь к подражанию и стремление к двигательной активности. Установлено, что если в процессе иноязычной речевой деятельности задействованы сразу несколько органов восприятия (слух, зрение, движение), то ребенок значительно лучше и быстрее запоминает языковой материал и с большим желанием его воспроизводит. Все это необходимо учитывать при подборе заданий по аудированию.

Аудирование на первом этапе обучения немыслимо без упражнений TPR (Total Physical Respond), когда учащиеся вступают в общение, используя компенсаторные навыки (жесты, движения, мимику). Невербальное общение, по мнению психологов, не менее важно, чем вербальное, чтобы партнеры по общению понимали друг друга. Преимущества этого вида заданий заключаются в том, что учитель сразу видит, понимают дети услышанное или нет. Таким способом проверяется лексика, счет, орфография. Фразы школьного обихода. Кроме того, ученики учатся друг у друга: если кто-то не понял задание с первого раза, то он смотрит, что делают другие и, подражая им, выполняет требуемую команду, запоминая, что она означает. Примером могут служить следующие упражнения:

  • Listen and do: Go…, Point to…, Open…, Close..., Put…
  • Listen and move: Jump, Run, Climb, Sit down, Stand up, Fly, Swim, Brush your teeth, Eat a lemon, Wash your hands
  •  Listen and repeat:

Clap your hands.
Clap your hands.
Slap your legs
Slap your legs.
Stamp your feet.
Stamp your feet.
Snap your fingers.
Snap your fingers.
Clap your hands.
Clap your hands.

Point to the ceiling
Point to the floor
Point to the window
Point to the door
Clap your hands together
One, two, three
Now sit down and look at me.

Еще одним необходимым для дальнейшего развития общеучебных навыков видом аудирования является аудирование с составлением или заполнением различных таблиц, схем. Учить этой работе желательно с первых недель обучения. Сначала это увлекательное рисование, при котором закрепляются навыки узнавания на слух букв, цифр, цветов, повторяется лексика. Некоторые зарубежные издания предлагают задания на построение графиков, которые затем трансформируются в рисунки.

  • Listen and complete a grid:



Учителем заранее подготовлены специальные бланки для учащихся, расчерчена доска или плакат, прикрепленный на доску.

Учитель называет букву, цифру и цвет, в который необходимо окрасить данную клеточку. Например: A5, red.

Чтобы проверить понимание связного рассказа, можно воспользоваться серией картинок, играющих роль зрительной опоры. Их нужно разложить в последовательности, которая следует из рассказа.

  • Listen and reorder/sequence:

Hmm! A sledge? Yes, a sledge. Down, down, down. Whee! Ooh! Poor pingu! Who’s this? A doctor. Thank you, doctor. Goodbye.

Pingu’s got a scooter. Pingulina’s got a pram. Oh! Pingulina’s pram’s broken. My pram! It’s broken. Pingulina’s sad. Look! Here’s my scooter! Your scooter? Yes. Ooh! Thank you,Pingu! A scooter! Pingulinas happy!


Дети младшего школьного возраста очень любят рисовать и с удовольствием выполняют задания по аудированию, где необходимо дорисовать рисунок или раскрасить его в соответствии со звучащим текстом.

  • Listen and draw:

1. She is in the cupboard

2. She is under a bed

3. She’s under a chair

4. She’s on a chair

  • Listen and colour:

Colour the big fish blue and yellow.

Colour the little fish pink and green.

Colour the big plane purple.

Colour the little plane brown.

olour the big apple red.

Colour the little apple green.

Интересной формой проверки навыков аудирования является подбор реплик к героям рассказа. Дети слушают текст и выбирают реплики, соответствующие содержанию текста. Не менее интересно задание, когда учащимся предлагается прослушать описание животных, человека или какого-то места и подобрать ключевые слова. (Listen and label)

Учащимся младшего школьного возраста всегда нравиться работать с картинками. Можно предложить им задание на сортировку картинок по темам (Listen and classify).

Учитель может использовать картинки для нахождения ошибок в звучащем тексте (Listen and correct) или наоборот найти картинки, не соответствующие содержанию текста.

Можно разнообразить задания на аудирование и за счет игр, требующих повышенного внимания. Такие игры помогают учащимся не только повеселиться, но требуют от них внимательно вслушиваться в слова учителя. Самый простой пример такой игры True or false. Учитель просит детей внимательно слушать, что он будет говорить. Если то, что он скажет верно, учащиеся хлопают один раз, если нет, два раза.

Today’s Monday. (one clap)
It’s sunny today (two claps). Very good. It is raining today

This is Anna (one clap)
This is Helen (two claps). Oh, silly me. This is Pat.

На младшей ступени обучения учащимся проще учить английский язык через аудирование и говорение. Приведенное выше разнообразие заданий по аудированию доказывает, что учебный процесс может быть очень интересен и занимателен. Недооценка аудирования приводит к неправильному фонетическому оформлению самостоятельных речевых действий, к проблемам составления речевых высказываний, к неумению слушать собеседника и активно участвовать в общении.

 

Использованная литература:

  1. Vary Slattery & Jane Willis. English for Primary Teachers, Oxford
  2. Wendy A. Scott and Lisbeth H. Ytreberg. Teaching English to Children, Longman
  3. Susan Halliwell. Teaching English in the Primary Classroom, Longman
  4. I. Shishova. Teaching Listening to young Learners. The British Council, Moscow, 2001
  5. Dianna Webster, Anne Worrall. Pingu loves English, Longman
  6. 6. Т.И. Ижогина, С.А. Бортников. Волшебный английский. Ростов-на-Дону, Феникс 2003.