Технологии развивающего обучения на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Много лет назад на авторских курсах Т.Б. Клементьевой я услышала ее образное выражение: «Не надо идти дальше, если группа еще не «съела» учебный материал». Продолжая в том же духе, осмелюсь сформулировать еще несколько основополагающих для моей методической работы принципов:

  • учебная программа – сырье, в лучшем случае полуфабрикат, а учитель в такой ситуации может выполнять различные роли – от простой кухарки (яичница, сосиски, китайская лапша) до шеф-повара супер-класса, умеющего приготовить как просто вкусные, сытные и полезные блюда, так и подлинные шедевры кулинарного искусства;
  • любое блюдо должно принести максимальную пользу и усвоится организмом;
  • никто не должен уйти с урока голодным. Дело повара – разнообразие блюд из одних и тех же продуктов. Кто-то, например, не ест жареного мяса, но вполне не против тушеного;
  • не надо много бесполезных украшений на блюдо, даже если внутри оно вкусное и полезное, а если еще и есть нельзя? Лучше уж простая, полезная, понятная каша;


Итак, цель обучения иностранному языку в школе для каждого ученика – общение на языке, достаточно полно удовлетворяющее его интересам и внутреннему миру. Цель, согласитесь, очень понятная и практически всеми личностно-приемлемая (по моим многолетним наблюдениям очень маленькая, просто ничтожно маленькая часть детей не стремится к общению).
Цель учителя в таком случае – создать условия для общения, этой самой большой роскоши человеческой жизни.
Но общение не возникает на пустом месте. Для этого необходимы, как минимум, два условия (наличие участников общения разумеется само собой):

  1. Тема общения в той или иной мере интересная всем участникам процесса.
  2. Языковые средства общения – то есть то, чем, собственно, это общение осуществлять. Я ставлю это условие под цифрой два по принципу, что это средство для достижения цели, но по временному пространству это условие либо стоит впереди первого (на младших этапах изучения языка), либо осуществляется параллельно с первым.

Приобретение багажа языковых средств – не всегда легкий процесс. Для того, чтобы просто зубрить слова, заучивать грамматические правила, нужно либо быть очень заинтересованным в результате, либо уже обладать каким то багажом языковых средств, и тогда необходимое их приращение нужно именно для решения коммуникативных задач тем, кто уже побывал в ситуации успеха в решении таких задач, и имеет стойкую мотивацию быть успешным и далее.
Для учителя (особенно в младших классах) этап наработки багажа языковых средств - это широкое поле деятельности для поиска, изучения, придумывания, апробации и применения разнообразнейших приемов работы, позволяющих превратить процесс накопления языковых средств во вполне увлекательное занятие. Это, конечно, игровые технологии, применение соревновательных моментов, стимулирующих азарт, стремление не отстать от других, быть успешнее. Иными словами - это приемы, создающие условия для социализации личности. Здесь немаловажную роль играют приемы драматизации, развивающие выразительность речи, мимику, эмоциональность. Учитель в данном случае может и должен служить эталоном для подражания (скорее просто бессознательного) – он мотивирует учеников к выразительности через собственное «вкусное» проживание учебных речевых ситуаций, через эмоциональное примыкание к ученикам.
2 этап – непосредственно живое общение, начинать его нужно как можно раньше, по мере накопления достаточно хорошо освоенного багажа языковых средств. И здесь главное условие, условие № 1 – тема общения, его форма и содержание, которые должны максимально вызывать внутренний отклик каждого ученика как индивидуальности, неповторимой личности, и стремление выразить себя в этой теме доступными языковыми средствами. И здесь вновь необходим высокий уровень педагогического и психологического мастерства учителя – знание возрастной психологии, умение видеть проблемы и интересы данной группы детей, эмоциональность. Тонкое прикосновение к внутреннему миру детей, ориентирование их на общечеловеческие ценности. Учитель, по моему мнению, должен быть равноправным участником общения, но имеющим более богатый жизненный опыт, умеющим уважать любое высказанное мнение, воспитывая тем самым внутренюю и внешнюю свободу и раскованность (не путать с вульгарностью). В процессе общения учителю очень важно искренне выражать свои чувства – удивление, восхищение, сомнение, но делать это нужно очень умно и тонко. Следует обязательно задавать детям вопросы проблемного, философского характера, которые даже лучше оставлять открытыми, не получившими определенного ответа во время урока.
Сложно переоценить роль юмора на уроке. Он раскрепощает, избавляет от излишней серьезности, сглаживает ситуации неудач, учит видеть плюсы в любой ситуации.
Для успешного достижения этих двух моментов в процессе обучения языку я использую технологии, ориентированные на максимально активные действия учеников, направленные на приобретение знаний и навыков речевой деятельности. Это технология парной и групповой работы, разноуровневое, дифференцированное обучение, использование приборов «Символ-тест» для самостоятельной работы учащихся. В этом году плавно перешла на применение рабочих карт урока (технология развивающего метода адаптивной школы). Эта методика позволяет научить детей самоанализу работы на уроке, видеть свои проблемы, сильные и слабые стороны, объективно оценивать свою и чужую работу, учит сотрудничеству.
Я покажу несколько эффективных методических приемов работы на уроке, на примере занятия, которое было проведено в 6 классе.
Здесь все еще велика доля приемов, направленных на освоение языковых средств, но возрастает доля урока, направленного на живое общение, на возможность детей выразить свое видение вопроса. С этой группой я работаю в течение трех лет. Группа довольно сильная – ученики умеют работать быстро, привыкли и легко сотрудничают друг с другом, эмоциональны, легко идут на общение, с удовольствием фантазируют, что, кстати, очень важно при изучении языка. Работать с ними- одно удовольствие, при условии четкой организации работы: ученики всегда должны быть загружены, что как раз и обеспечивается системой моей работы. Результаты обучения достаточно высоки: из 12 человек в группе три ученика имеют годовую отметку «3», остальные успевают на «4» и «5».
Есть ли проблемы? Конечно. Главная – как максимально полно реализовать потенциал сильных учеников? Проблема эта решается мною постоянно, но пока не могу сказать, что я полностью удовлетворена своими результатами в данном направлении.
В перспективе планирую выйти с этой и другими группами на технологии, позволяющие осуществлять разноуровневое обучение, но не только на стадии контроля, что хорошо известно, понятно и практикуется многими, а на стадии усвоения учебного материала и применении его в различных коммуникативных ситуациях.
Итак, технология, которая в настоящий момент используется мной и представляется мне максимально работающей – это синтез различных технологий, включая традиционку и интерактив, включенных в объединяющую весь урок рамку технологии развивающего обучения (рабочая карта урока).
Система уроков по такой технологии представляет из себя примерно следующее:

  • изучение нового языкового материала и первичное закрепление на уровне словосочетаний, предложений, мини-диалогов, мини-текстов;
  • соединение нового материала с изученным ранее (во всех видах речевой деятельности);
  • применение новых языковых средств для решения различных коммуникативных задач (включая задания творческого, проектного характера). Парная, групповая и индивидуальная работа;
  • итоговая контрольная (разноуровневая) работа.

Количество уроков на каждом из первых трех этапов варьируется в зависимости от объема темы, степени подготовленности группы, состава группы и т.д.
Контроль и оценивание происходит на каждом этапе с помощью рабочей карты урока. Виды контроля – самоконтроль, взаимоконтроль, групповой контроль.

Сценарий урока (с комментариями).
Тема: My Family.
Цель: общение на английском языке по теме.
Задачи:

  • образовательная: знание тематической лексики, выработка навыков ее употребления в различных речевых структурах в устной речи и письме.
  • развивающая: развивать логику мышления, умение говорить доказательно.
  • воспитательная: способствовать осознанию семьи как величайшей ценности в жизни человека, учить видеть хорошее в близких тебе людях, выражать свои чувства к ним.

Начало урока: Hello! Nice to see you! Are you OK?
Please? Look at the board and answer the first row of questions. (1-3) Слайд № 2

  1. Are you a doctor?
  2. Are you from Tomsk?
  3. Are you happy?

How many Yes have you?
And now question №4:

  1. Are you a daughter (son)? - All the answers are “Yes’. Why?

Предполагаемый ответ – Because we all have families.

So today we speak about our families. Are you ready? Is it important for you?

Позволяет каждому понять, что этот урок не вообще, а про него.
Повторение лексической базы.
And who are your family? Write in your exercises-books. You have 2-3 minutes.
Можно предложить сделать это в виде кластера (прием технологии критического мышления, но сам кластер может иметь творческую, необычную форму – цветок, солнышко и т.д.)
Через 2-3 минуты учащиеся зачитывают свои варианты, и все слова по теме выносятся на доску:
Family, mother, father, sister, brother, son, daughter, grandmother, grandfather, parents, aunt, uncle, wife, husband, cousin, niece, nephew.
Слайд № 3

Are all relatives dear for you? Then we should know all the words, yes?
Please, read after me! (Отработка произношения).
Any family must be friendly. Let’s make a model of a friendly family.
Прием по отработке произношения и лексического значения – «Станочек»
Каждый ученик берет одно слово, учитель тоже. Учитель «запускает станок» – щелчок пальцами правой руки и одновременно называет свое английское слово, затем то же движение левой рукой и «вызов, нажимание на другую кнопочку станка» - называет слово по теме на русском. Тот, чье это слово, «принимает вызов, то есть кнопка срабатывает» – называет свое английское слово, и, в свою очередь, вызывает другую «кнопочку». Тут три правила – не молчать долее 5 секунд, не делать обратный ход, ничего не произносить, пока не «нажали на твою кнопочку». При нарушении любого из правил «станочек» ломается. Группа сработала успешно, если продержалась, например, одну минуту, две минуты - по договоренности.

Well, let’s see how well you know the words. Please, work in pairs.
Учащиеся работают в парах, прочитывают с переводом все слова с доски и ставят друг другу оценки в рабочую карту урока. Критерии оценивания дает учитель.

Working card. Слайд № 4
Name Surname Date

Task 1

Task 2

Task 3

Task 4

Special mark

Result

 

 

 

 

 

 


Соединение нового материала с изученным ранее.
So, you can have many different relatives. Misha, have you a sister? Ask Peter if he has a brother. И т.д. с полным охватом учеников.
На доске схема:
I (слова располагаются вокруг ) mother, father, sister, brother, niece, nephew, uncle, aunt, cousin, grandmother, grandfather. Слайд № 5
Каждый ученик получает такую же схему на листочке. Задание: провести лучик от слова I к каждому из тех, которые расположены вокруг и написать слово Yes или No.
Учащимся предлагается озвучить схему – кто первый предложит, как это можно сделать первым озвучивает кластер и учитель во время озвучивания делает необходимые объяснения – после отрицания no не нужен артикль, после отрицания not артикль употребляется. Предполагаемое прочтение кластера – I have father. I have a mother. I have no sister. I have a brother. I have not a nephew. I have two aunts. I have no uncles and so on.
Ученик, правильно озвучивший свою схему, ставит «5» в рабочую карточку и слушает другого ученика. Если и этот ученик отвечает на «5», он тоже выслушивает кого-то в группе, оценивает его (по критериям, которые дает учитель), и так далее, пока все в группе не выполняют это задание. Этот прием, который я называю “net-work”. Он позволяет в короткий период времени выполнить те виды заданий, которые являются репродуктивными по характеру несложными в оценивании, но совершенно необходимыми для наработки базы языковых средств.
So if your family is a friendly one, they are strong, they can do any work helping each other. Pleаse, let’s make two groups-two families. Which group will climb this hill faster? Слайд №6
Каждая группа получает от учителя слово-ключ, составляет с ним предложение и переходит на другой уступ горы, выполняет другое задание и взбирается выше и т.д, пока не достигнет вершины. Выигрывает та группа, которая быстрее по времени достигает вершины, или за одинаковый период времени преодолевает больше препятствий. Слова- ключи: can, has, have, very well, is, are, like, likes. Условие игры: слова – названия родственников на каждом препятствии должны быть разными. Это могут быть предложения типа: My brother can play football. My parents can speak English very well. My sister is a good student и т.д.
Оценки за это задание каждому ученику выставляет группа.

Творческое задание.
Attention, please! I am a representative of a very popular TV programme. I can suggest a tour to Spain to your family. But you should prove that your family is the best.
Группы по очереди приводят доказательства, используя весь потенциал языковых средств. Можно определить победителя, но в конце этой работы я, как учитель и равноправный участник общения, говорю: So, your family is very good. And your family is also very nice, but I think that my family is the best in the world because I love my family and they love me. And what do you think?
Можно предложить всем, кто думает так же, повторить эту фразу, и может даже записать.
Логическим домашним заданием для данного урока может быть сочинение на тему “My Family”.
В конце урока с использованием рабочих карт урока, ученики сами выводят итоговую отметку, либо учитель делает это сам, собрав карточки.