Тема урока: "Физика — вокруг нас. Все о лошадях"

Разделы: Физика


Цели:

Обучающая:

  • закрепить физические величины скорость, центр тела, плотность, давление твердого тела, давление жидкости, сила упругости, жесткость тела.

Воспитывающая:

  • аккуратность и точность.

Оборудование к уроку: Музыка о лошадях в компьютере, рисунки лошадей на компьютере, пословицы о лошадях на альбомных листах, имена лошадей на альбомных листах, рисунок лошади на ватмане, след лошадиного копыта, вырезанный из картона, аркан из конского волоса, кумыс.

Эпиграф к уроку:

Что лошадь, конь – порой
Твердят, что кони не для наших дней.
И я не против скорости сверх звука,
Но сверх того – за добрых лошадей.
Пусть не брести в полях им нынче с плугом,
Пусть больше не дойти до Берлина и Парижа,
Конь остается крылатым и надежным другом
Поэтому я кланяюсь тебе, башкирский конь!

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (приветствие учеников, представление гостей).

II. Прослушивание музыки “Ел еренем”, “Акбузат”.

Учитель: О ком это песня?

Ученики: О лошадях.

III. Показываем на компьютере: “Сабантуй” на Microsoft Power Point.

Учитель: Кого мы увидели?

Ученики: Лошадей.

Учитель: Сегодняшний урок физики о лошадях.

IV. Механическое движение – движение лошади.

Учитель: Можно ли рассматривать лошадь – как физическое тело?

Ученики: Лошадь – физическое тело. Твердое, имеет форму, объем, массу, давление.

Учитель: И какими физическими величинами можно характеризовать движение лошади?

Ученики: Скорость, время, пройденный путь.

Учитель: Выполняем самостоятельную работу. (Раздаю карточки-перфокарты, по окончанию работы делаем самопроверку и ставим оценку.)

Учитель: Виды движения лошади это аллюр.

Шаг – 5 км/ч.

Рысь – 15 км/ч.

Галоп – 60 км/ч.

Иноходь – 50 км/ч

Учитель: Переведите км/ч в м/с (выполняем под диктовку учеников).

V = 5 км/ч = (5 * 1000) / 3600 м/с = 1,39 м/с.

V = 15 км/ч = (15 * 1000) / 3600 м/с = 4,17 м/с.

V = 60 км/ч = (60 * 1000) / 3600 м/с = 16,7 м/с.

Учитель: Раньше пройденный путь измерялся в верстах (са’крым).

1 верста = 1,06 км.

Греческий историк считает, впервые лошадей использовал для перевозки почты Персидский царь Кира. В записях историка Геродота длина почтовой дороги было длиной 2358 верст. Всего было 111 остановок, всадники на каждой остановки менялись.

Значит лошадь может проходить без остановки сколько верст? (21 верст) в километрах – 23 км.

У монголов была самая длинная почтовая дорога. Остановки были за каждые 35–40 км, всего было 1000 остановок и 300 000 тысяч лошадей.

Давайте посчитаем сколько же это километров? Ученики: Переводят 2358 верст в километры сообщают ответ. (2500 км)

V. Центр тяжести лошади.

Учитель: Какие силы действуют на лошадь?

Ученик: Сила тяжести.

Учитель: Что вы знаете о силы тяжести?

Ученики: Сила тяжести прилагается к центру тела и направляется вертикально вниз.

Учитель: Показываю тела правильной формы и центр тяжести этих тел.

Потом показываю лошадь, нарисованный на картоне и спрашиваю как найти центр тела? Выполним практическую работу.

Раздаю бланк практической работы.

Практическая работа:

Тема: Нахождение центра тяжести лошади.

Цель: Научиться находить центр тяжести тела, неправильной формы.

Обучать аккуратности и точности при выполнении работы

Оборудование: Шаблон лошади, нитка, линейка, шила, карандаш.

Ход работы

1. С помощью шила делаем дырку, надеваем нитку, завязываем нитку и поднимаем за нитку шаблон лошади.

2. Прочертим прямую по нитки.

3. Эти же работы проделываем еще в трех различных точках шаблона лошади.

4. Эти прямые должны пересекаться в одной точке.(Если вы выполнили точно и аккуратно).

5. Находим точку пересечения этих линий и отмечаем буквой О.

6. Прилагаем к этой точке силу тяжести.

Вывод:

VI. Давление лошади:

Учитель: Как вы думаете можно говорить о давлении лошади?

Ученики: Можно говорить. Лошадь имеет вес и давит на площадь опоры.

Учитель: А можно найти площадь опоры и как?

Ученики: Находим площадь одного следа и умножаем на 4.

Учитель: Выполняем практическую работу.

Раздаю бланк практической работы.

Практическая работа:

Тема: Нахождение давления лошади.

Цель: Научиться вычислить давление лошади.

Обучать аккуратности и точности при выполнении работы.

Оборудование: Шаблон следа лошади, линейка, карандаш.

Ход работы

1. С помощью палетки измеряем площадь следа лошади.

Полные – см2

Половинные (считаем и делим на 2) – см2

Одна треть (считаем и делим на 3) – см2

Всего площади (На четырех копытах) – см2

Площадь (на двух передних) – см2

2. Вычисляем вес лошади, если масса равна 450 кг.

3. Все данные вносим в таблицу.

4. Таблица:

m, кг Р, Н S, м2 р, Па
         
         

Вывод:

VII. Использование конского волоса.

Ценным продуктом коня является конской волос. Раньше рыбаки делали из конского волоса леску для удочки . Плели канат и аркан для хозяйственной нужды. Сегодня мы с вами проверим насколько надежны веревки из конского волоса.

Вы приготовили аркан из 9 волос, сейчас вычислим жесткость этого аркана.

Практическая работа:

Тема: Нахождение жесткости конского волоса.

Цель: Научиться вычислить жесткость конского волоса.

Обучать аккуратности и точности при выполнении работы.

Оборудование: Аркан из конского волоса, линейка, штатив, грузы определенной массы.

Ход работы

1. Измеряем длину аркана из конского волоса Х0 = см.

2. Измеряем длину аркана из конского волоса Х1 = см после подвешивания груза.

3. Находим изменение длины Х = см.

4. Напишите формулу закона Гука. ___.

5. Напишите формулу силы тяжести ________.

6. Здесь сила упругости и сила тяжести между собой ____.

7. Находим k:

8. Заполняем таблицу:

m, кг Fт, Н Fупр, Н Х, м k, Н/м
           
           

Вывод:

VIII. Оценки.

IX. Закрепление урока.

X. Домашнее задание. Подготовить рассказ о лошадях с физическими терминами.

XI. Угощение кумысом.