Изучение проявлений агрессивности с целью снижения ее у младших подростков и организация образовательного процесса

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется у детей в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает все общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и научно – практический интерес исследователей.

Агрессия и агрессоры, как отмечают многие ученые (например, Л. М. Семенюк), всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение антигуманизма, наличия культа грубой силы. В тоже время имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Однако положительная агрессия, скорее, исключение, имеющее место в узко специальной сфере.

В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до таких, как бандитизм и преступление.

В тоже время многие авторы разводят понятие «агрессии», как специфической формы поведения и агрессивности, как психического свойства личности.

В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии, как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям.

В отличие от психоаналитиков и этологов сторонники поведенческого подхода (бихевиористы) опираются преимущественно на данные контролируемых лабораторных экспериментов.

Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является Арнольд Басс. Басс указывал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.

В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:

  1. Определить особенности проявления агрессии у подростков 11-12 лет.
  2. Выявить различия в уровне агрессивности подростков, занимающихся разными видами спорта.
  3. Выяснить влияние уровня социально-психологического развития коллектива (класса) на проявление агрессивности у подростков.

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ с обобщением данных научно-методической литературы.
  2. Беседы с родителями и педагогами, тренерами ДЮСШ.
  3. Опрос. Принципиально важным методом исследования агрессивности выступил опрос. Он выгодно отличается тем, что при строгом его использовании позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности, поведения.

Наиболее удачным представляется опросник Басса Дарки, который широко применен в нашем исследовании. Он включает в себя 75 вопросов, обработка опросника Басса Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

  • физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;
  • косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злые шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д.;
  • склонность к раздражению (раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
  • негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направлена против авторитета или руководства. Это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;
  • обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
  • подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья);
  • угрызение совести или чувство вины.

Ответы на вопросы этой шкалы выражают содержащее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является «плохим человеком», совершающим плохие поступки, наличие у него угрызения совести.

Социально-психологическая аттестация – оценивался уровень развития в классе разнообразных отношений, характерных для коллектива.

В результате исследований (таблица 1) выяснилось, что у детей 12 летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная (соответственно 62% и 42%).

Более всего выделяется характерный для этого возраста показатель негативизма (59%), это является результатом того, что у подростков бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности может привести к эгоизму.

В результате исследования, которые позволили определить особенности агрессивности подростков 12-ти лет, стало ясно, что для многих подростков характерна потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения.

Таблица 1. ПРОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 12 ЛЕТ

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ КОСВЕННАЯ НЕГАТИТИВИЗМ РАЗДРАЖЕНИЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ ОБИДА ЧУВСТВО ВИНЫ
62% 58% 42% 59% 52% 50% 55% 57%

Исследования проявлений различных форм агрессивного поведения у девочек и мальчиков 12-тилетнего возраста (таблица 2) позволили определить значительные различия. Так, у мальчиков-подростков 12-ти лет наблюдается высокая физическая агрессивность (67%), у девочек на 12% меньше и равно 55%.

Вербальная агрессия у девочек равна 59%, у мальчиков несколько ниже – 54%. Выявлен также и более высокий уровень косвенной агрессии и уровень негативизма. Показатель косвенной агрессии у девочек на 7% выше, чем у мальчиков этого же возраста (43% и 36% соответственно). Негативизм 60% у девочек и 58% у мальчиков. Показатели раздражительности, подозрительности, обиды, чувства вины у мальчиков исследуемого возраста выше показателей девочек. Так показатели раздражительности у мальчиков 59%, у девочек – 43%, подозрительность 55% и 48%. На 15% показатель обиды выше у мальчиков, чем у девочек и на 16% показатель чувства вины.

Таблица 2. ПРОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 12 ЛЕТ (у девочек и мальчиков)

ПОЛ ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ КОСВЕННАЯ НЕГАТИТИВИЗМ РАЗДРАЖЕНИЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ ОБИДА ЧУВСТВО ВИНЫ
Д 55% 59% 43% 60% 43% 48% 48% 51%
М 67% 54% 36% 58% 59% 55% 63% 67%

Анализ полученных данных позволяет отметить явно выраженную зависимость качества агрессивности подростка от уровня развития в данной группе разнообразных отношений, характерных для сформировавшегося коллектива. В результате социально-психологической аттестации класса как коллектива были определены средние показатели развитости в группе тех отношений, которые отражены в семи подшкалах методики: ответственности, коллективизма, сплоченности, контактности, открытости, организованности и информативности.

В результате исследования выяснилось, что проявления агрессивности у подростков зависят также от уровня социально-психологического развития класса как коллектива (таблица 3), и наибольшая агрессивность проявляется в классах с низким уровнем развития класса как коллектива. Наименьшие показатели агрессивности проявляются в группе учащихся с высоким уровнем развития класса как коллектива.

Таблица 3. ПРОЯВЛЕНИЕ КОСВЕННОЙ АГРЕССИВНОСТИ И ЧУВСТВА ВИНЫ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ КЛАССОВ

КЛАСС КОСВЕННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ ЧУВСТВО ВИНЫ
7 "А" 50% 63%
7 "Б" 65% 73%
7 "В" 64% 78%
7 "Г" 69% 75%

В ходе исследования выяснилось, что уровень агрессивности зависит от вида спорта, которым занимаются подростки. Самый высокий уровень физической агрессивности у подростков, занимающихся борьбой (85%).

Средний уровень физической агрессивности у легкоатлетов и фехтовальщиков. Самые низкие показатели у подростков, занимающихся спортивными танцами – 45% и плаванием -51%.

Относительно результатов физической агрессивности борцов можно сделать вывод, что для подростков, которые пришли заниматься данным видом спорта, недостаточно 2-х лет для того, чтобы научиться контролировать агрессивное поведение.

В учебном и воспитательном процессе рекомендуется определять уровень проявления различных форм агрессии у учащихся, что позволит понимать, направлять по нужному руслу и контролировать агрессивное поведение у подростков. Учителю и тренеру важно знать состояние физической и косвенной агрессии детей, склонности к раздражению и негативизму, вербальной агрессии, подозрительности и обидчивости, формирующих враждебность.

В связи с тем, что агрессия может быть вызвана как внешними стимулами, так и внутренними. Учитель не должен удивляться, если подросток вдруг неожиданно проявит чрезмерную агрессивность, казалось бы, в безобидной ситуации. Прогнозирование подобного рода вспышек значительно облегчится, если преподаватель будет хорошо знать личностные особенности ученика. И те моменты, которые вызывают у него чрезмерную агрессивность в школе.

Проявление агрессивности зависит от сформированности классного коллектива. Следует учитывать, что у подростков 12-ти лет высокий уровень агрессии. Руководитель не должен проявлять ответную агрессивность, если ученик реагирует на него агрессивно. В этом случае руководитель должен определить, чем вызвана эта агрессия, установить, не связано ли это поведение ученика с его отношением к авторитету и старшим, не переносит ли ученик на руководителя свою враждебность по отношению к товарищам по коллективу.

Руководителю следует работать над формированием коллектива.

Самый высокий уровень физической агрессии у подростков, занимающихся восточными единоборствами, борьбой (85 и 82%). Самый низкий показатель у подростков, занимающихся спортивными танцами и плаванием (45% и 51%)

Таблица 4. ПОКАЗАТЕЛИ ИНДЕКСА АГРЕССИВНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ

Виды спорта Индекс агрессивности
Борьба 74,5
Биатлон 69
Спортивные танцы 52
Фехтование 74,2
Плавание 52,3

У детей, которые занимаются спортом достаточно долго (плавание), уровень физической агрессивности ниже, чем у тех, кто занимается спортом недавно (восточные единоборства, борьба).

Следует агитировать подростков на занятия спортом. При организации учебного процесса следует помнить, что агрессивный подросток – это, прежде всего, обычный ребенок. А черты агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущенных возможностей воспитания. У каждого человека есть врожденная степень агрессии, необходимо ее направлять в нужное русло.

Изучение проявлений агрессивности необходимо для того, чтобы понять происхождение агрессивности, знания помогут учителю спланировать индивидуальные мероприятия, которые будут способствовать снижению проявлений агрессивности у младших подростков.