Урок-соревнование при обобщении темы "Электрические явления"

Разделы: Физика


Цели:

  • закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;
  • формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
  • научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.

ТСО и наглядность: ПК, мультимедийный проектор, экран, ЦОР - «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика»

Эпиграфы:

Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт (Французский философ и математик, 1596-1650 гг.)

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(Русская пословица)

На уроке организуется соревнование между учащимися класса. Подготавливаются жетоны, которыми награждаются победители тех или иных конкурсов. Жюри выбирается из старшеклассников и нескольких учеников класса. Ребята заранее сами выбирают конкурсы, в которых будут участвовать, и сообщают о своем выборе учителю, чтобы он мог подготовить нужное количество карточек с заданиями. В ходе урока проводятся также соревнования, в которых может принять участие весь класс.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество!»
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты проведем
И победителя найдем!

II. Конкурсы.

1. Конкурс разминка!

Конкурс в форме физического диктанта. Учащиеся должны записать окончание каждой фразы на листочках, которые сдаются и проверяются жюри.

2. Конкурс «Аукцион».

В конкурсе участвуют все учащиеся. На обсуждение выставляются по очереди лоты (предметы, графики, плакаты). Задача учащихся - как можно больше сообщить о данном лоте. Информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозированной и являться логически законченным высказыванием.

3. Конкурс «Опыт! Опыт!».

Четыре участника, выбравшие этот конкурс, разбиваются на пары и получают экспериментальное задание. Работая с лабораторным оборудованием, письменно оформляют результаты своих измерений и сдают «научные работы» жюри.

4. Конкурс любителей кроссвордов.

Выбравшие этот конкурс разбиваются на пары и в течение 15 минут разгадывают кроссворды, предложенные учителем на листках, интерактивный кроссворд. Ответы сдаются жюри.

5. Конкурс «Люблю задачи я!».

Участники этого конкурса должны в течение 10 минут решить как можно больше задач. Условия записаны на карточках, они выдаются по мере решения. Листки с решениями сдаются жюри.

6. Тест по теме Электрический ток»

Конкурсы 4 и 5 ,6могут идти параллельно, тогда на решение задач выделяют тоже 15-20 минут.

С интерактивным кроссвордом и тестом учащиеся работают на ПК.

7. Викторина.

В викторине участвует весь класс. Каждый ответ оценивается жетоном.

Задания и вопросы к конкурсам и викторине

1. Конкурс «Разминка».

1 вариант 2 вариант
Электрическим током называется...

Единица электрического сопротивления...

Формула закона Ома для участка цепи...

Мощность равна отношению работы к ...

Формула закона Джоуля-Ленца ...

Электризация - это ...

В ядре атома находятся ...

Единица силы тока - …

Удельное сопротивление показывает, какое сопротивление имеет проводник длиной ...

Закон о тепловом действии тока принадлежит...

Как искать общее сопротивление цепи, в которой потребители соединены последовательно ...

Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ...

Электрическое сопротивление зависит от ...

Электрическое напряжение измеряется ...

Формула работы электрического тока ...

1 кВт-ч - единица ...

Амперметр включается в цепь ...

Электроскоп - прибор для ...

2. Конкурс «Аукцион».

Лот № 1. График зависимости силы тока от напряжения.

<Рисунок 1>

Лот № 2. Эбонитовая палочка (кладется на предметный столик).

Примерные высказывания учащихся:

  1. Это физическое тело - эбонитовая палочка.
  2. Эбонит - это каучук с добавлением серы.
  3. При трении ее о мех или шерсть она электризуется.
  4. Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги
  5. При электризации палочка заряжается отрицательно.
  6. При электризации электроны с меха переходят на палочку.
  7. Связь электронов с ядрами слабее у меха, чем у палочки.
  8. Если наэлектризованной палочкой коснуться электроскопа, он зарядится
  9. Эбонит - диэлектрик, т. е. он не проводит электрические заряды.
  10. Две заряженные эбонитовые палочки взаимно отталкиваются.

Лот № 3. Амперметр.

Лот № 4. Прибор - вольтметр.

Примерные высказывания учащихся:

  1. Это прибор для измерения электрического напряжения – вольтметр.
  2. Шкала проградуирована в В, и предел измерения напряжения - ... В.
  3. Цена деления данного прибора - ... В/дел.
  4. Есть 2 клеммы для подключения прибора в цепь, возле одной «+», возле другой «-»?
  5. Вольтметр включается в цепь параллельно тому участку цепи, где измеряется напряжение.
  6. Вольтметр включается в цепь с учетом полярности.

Лот № 5. Ампер Андре Мари. (Рассказать о жизни и деятельности учёного)

Лот № 6. Формула закона Ома для участка цепи: I= U/R.

3. Конкурс «Опыт! Опыт!»

1. У вас на столе имеется электрическая цепь, собранная по схеме. Замкните цепь и измерьте силу тока и напряжение на резисторе при разных положениях (1, 2, 3, 4) ползунка реостата.

<Рисунок 2>

1.1. Представьте результаты измерений в виде таблицы.

1.2. По полученным данным постройте график.

1.3. Сделайте вывод: как сила тока зависит от напряжения?

2. На вашем столе находятся источник тока, вольтметр, лампочка, реостат, соединительные провода и выключатель. Соберите электрическую цепь по схеме, изображенной на рис. 3.

<Рисунок 3>

2.1. Как изменяются показания вольтметра и накал лампочки при перемещении ползунка реостата?

4. Кроссворд № 1. (интерактивный) Приложение 1

В каждую клетку поставьте буквы так, чтобы слова по горизонтали означали:

  1. Источник тока (элемент), в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
  2. Источник тока, в котором световая энергия непосредственно превращается в электрическую.
  3. Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь.
  4. Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
  5. Итальянский ученый построивший первый источник тока.
  6. Часть электрической цепи, служащая для соединения остальных ее частей.
  7. Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
  8. Часть электрической цепи, служащая для ее замыкания и размыкания.
  9. Соединение электрических проводов.
  10. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
  11. Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
  12. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы - химические источники тока.
  13. Источник тока, требующий предварительной зарядки.

Ответы на кроссворд 1: 1. Термоэлемент. 2. Фотоэлемент. 3. Схема. 4. Ток. 5. Вольта. 6. Провод. 7. Приемник. 8. Выключатель. 9. Цепь. 10. Полюс. 11. Цинк. 12. Гальвано. 13. Аккумулятор.

В выделенных клетках - электрическая цепь.

Кроссворд №2.

  1. Вещество, не проводящее электричество.
  2. Ученые, опыты которых доказали существование и позволили измерить заряд электрона.
  3. Сообщение телу электрического заряда.
  4. Частицы, из которых состоит ядро атома.
  5. Частицы, из которых состоит ядро атома.
  6. Ученые, опыты которых доказали существование и позволили измерить заряд электрона.
  7. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов.
  8. Прибор, служащий для обнаружения заряда.
  9. Одно из веществ, испускающих а-частицы.

По вертикали в выделенных клетках: ученый, опыт которого лежит в основе ядерной модели строения атома.

Ответы на кроссворд 2, По горизонтали: 1. Диэлектрик. 2. Милликен. 3. Электризация. 4. Нейтрон. 5. Протон. 6. Иоффе. 7. Ион. 8. Электроскоп. 9. Радий. По вертикали: Резерфорд.

<Рисунок 4>

5. Конкурс «Люблю задачи я!»

  1. Какое количество электричества протекает в катушке гальванометра, включенного в цепь на 2 мин, если сила тока в цепи 12 мА? Ответ: 1,44 Кл.
  2. При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50 мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции? Ответ: 24 к Ом.
  3. Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А. О т в е т: 8 В.
  4. Сопротивление 1 км проволоки 5,6 Ом. Определите напряжение на каждых 100 м проволоки, если сила тока в ней 7 мА. Ответ: 3,9 мВ.
  5. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А.
  6. Какова длина проволоки? Ответ: 13,75 м.
  7. Одинакова ли мощность тока в проводниках?  <Рисунок 5>
  8. Электрическая плитка при силе тока 5А за 30 мин потребляет 1080 кДжэнергии. Рассчитайте сопротивление плитки. Ответ: 24 Ом.

6. Тест по теме «Электрический ток».

Приложение 2

Приложение 3

7. Викторина.

1. Какие ошибки были допущены при составлении электрической цепи, схема которой изображена на рисунке 6?

<Рисунок 6>

Ответ:

  1. Амперметр включен параллельно, а вольтметр - последовательно с электролампой, а надо — наоборот.
  2. При последовательном соединении элементов в батарею положительный полюс одного элемента надо соединить с отрицательным полюсом другого.
  3. Провода от батареи и лампы присоединены только к одной клемме ключа.

2. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

Ответ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.

3.Что представляет собой молния?

Ответ: Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причем сила тока за 0,2-0,3 с, в течение которых длятся импульсы тока в молнии, меняется. Примерно 65% всех молний, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшее значение силы тока 10 000. А, но в редких случаях она достигает 230 000 А.

4. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?

Ответ: Русский изобретатель - Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку один русский офицер. В конце 1876 г. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.

5. Чем объяснить то, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на провода?

Ответ: Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью (короткого участка между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (в теле птицы) ничтожна и безвредна. Но если бы птица, сидя на проводе, коснулась столба крылом, хвостом - вообще каким-нибудь образом соединилась с землей, - она мгновенно была бы убита током, который устремился бы через ее тело в землю.

6. В 1876 г. на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет называли «русским светом», «русским солнцем»?

Ответ: Создателем этих необычных «свечей» был русский изобретатель Яблочков Павел Николаевич. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателя завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. «Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.

III. Подведение итогов. Награждение победителей (вручение орденов «Знаток электричества»).

Заключительное слово учителя:

- По словам русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела —
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело, Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке - электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что запускайте свой «вечный думатель», и вперед!

В ходе урока учитель работает с презентацией. (Презентацию вы можете получить, обратившись непосредственно к автору)

Литература:

  1. Алексеева М. Н. Физика - юным: Теплота. Электричество: Кн. Для внеклассного чтения. 7кл./Сост. М. Н. Алексеева. — М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
  2. Билимович Б. Ф. Физические викторины: Пособие для учителей - М.:Просвещение, 1967.--174 с: ил.
  3. Боброва С. В. Физика. 7-10 классы: Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2003. – 54с.
  4. Панина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985.- 128 с: ил.
  5. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике: Учеб. Пособие для учащихся 6-7 кл. сред, школы. -5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2003.- 191 с: ил.
  6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике. /Сост. В. А. Коровин.- М.: Дрофа, 2000.- 64 с.
  7. Перельман Я. И. Занимательная физика: В 2 кн. Кн. 2-я.- М.: Наука, 1976.-272 с.ил.